Знаменитые композиции баха

Органист церкви

В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. За семь месяцев службы в Веймаре о Бахе распространилась слава как о великолепном исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара.

В августе 1703 Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось три дня в неделю, жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений.

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В 1707 году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше.

Произведения для солирующих неклавишных инструментов

  • BWV 995 — Сюита соль минор (транскрипция сюиты No. 5 для виолончели, BWV 1011)
  • BWV 996 — Сюита ми минор
  • BWV 997 — Сюита до минор
  • BWV 998 — Прелюдия, фуга и аллегро ми-бемоль мажор
  • BWV 999 — Прелюдия до минор
  • BWV 1000 — Фуга соль минор
  • BWV 1001 — Соната № 1 соль минор
  • BWV 1002 — Партита № 1 си минор
  • BWV 1003 — Соната № 2 ля минор
  • BWV 1004 — Партита № 2 ре минор
  • BWV 1005 — Соната № 3 до мажор
  • BWV 1006 — Партита № 3 ми мажор
  • BWV 1006a — Сюита ми мажор для лютни (транскрипция скрипичной партиты № 3, BWV 1006)
  • BWV 1007 — № 1 соль мажор
  • BWV 1008 — № 2 ре минор
  • BWV 1009 — № 3 до мажор
  • BWV 1010 — № 4 ми-бемоль мажор
  • BWV 1011 — № 5 до минор
  • BWV 1012 — № 6 ре мажор
  • BWV 1013 — Партита ля минор
  • BWV 1014 — Соната для скрипки и клавира си минор
  • BWV 1015 — Соната для скрипки и клавира ля мажор
  • BWV 1016 — Соната для скрипки и клавира ми мажор
  • BWV 1017 — Соната для скрипки и клавира до минор
  • BWV 1018 — Соната для скрипки и клавира фа минор
  • BWV 1018a — Адажио для скрипки и клавира фа минор (ранняя версия 3 части BWV 1018)
  • BWV 1019 — Соната для скрипки и клавира соль мажор
  • BWV 1019a — Соната для скрипки и клавира соль мажор (ранняя версия BWV 1019)
  • BWV 1020 — Соната для скрипки (или флейты) и клавесина соль минор (сегодня её приписывают К. Ф. Э. Баху — H 542.5)
  • BWV 1021 — Соната для скрипки и генерал-баса соль мажор
  • BWV 1022 — Соната для скрипки и клавира фа мажор (сомнительно)
  • BWV 1023 — Соната для скрипки и генерал-баса ми минор
  • BWV 1024 — Соната для скрипки и генерал-баса до минор (сомнительно)
  • BWV 1025 — Сюита для скрипки и клавира ля минор (сомнительно)
  • BWV 1026 — Фуга для скрипки и клавира соль минор (сомнительно)
  • BWV 1027 — № 1 соль мажор (переложение BWV 1039)
  • BWV 1027a — Трио соль мажор для органа (переложение 4 части BWV 1027)
  • BWV 1028 — № 2 ре мажор
  • BWV 1029 — № 3 соль минор
  • BWV 1030 — Соната для флейты и клавира си минор
  • BWV 1030b — Соната соль минор для клавира и неизвестного инструмента (предположительно, гобоя или виолы да гамба) — ранняя версия BWV 1030, только клавирная партия которой сохранилась
  • BWV 1031 — Соната для флейты и клавира ми-бемоль мажор
  • BWV 1032 — Соната для флейты и клавира ля мажор
  • BWV 1033 — Соната для флейты и генерал-баса до мажор
  • BWV 1034 — Соната для флейты и генерал-баса ми минор
  • BWV 1035 — Соната для флейты и генерал-баса ми мажор
  • BWV 1036 — Ре минор для двух скрипок и клавира
  • BWV 1037 — До мажор для двух скрипок и клавира
  • BWV 1038 — Соль мажор для флейты, скрипки и клавира
  • BWV 1039 — Соль мажор для двух флейт и генерал-баса
  • BWV 1040 — Фа мажор для гобоя, скрипки и генерал-баса

Токката и фуга ре минор (BWV 565)

Токката и фуга ре минор (BWV 565) — произведение для органа Иоганна Себастьяна Баха, одно из наиболее популярных его сочинений.

Предполагается, что произведение написано Бахом во время его пребывания в Арнштадте в период между 1703 и 1707 гг.

Знаменитые композиции баха

Особенностью этого малого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Форма состоит из трёх частей: токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку.

Токката

Токката начинается ярко выделяющимся мордентом, который повторяется октавой ниже. Токката состоит из контрастных по темпу и фактуре эпизодов, оканчивающихся каденциями.

Начинаясь с allegro, токката заканчивается в темпе adagio на третьей ступени ре минора (фа), что добавляет незавершенность и дает понять, что это ещё не финал.

Фуга

Фуга является восьмиголосной.

Тема фуги написана в технике скрытой полифонии. Дальнейшее имитационное развитие произведения основано на мелодических фигурациях. Интермедия и средняя часть отклоняются в параллельную тональность фа мажор. Реприза, возвращающая фугу в ре минор, начинается со стретты.

Кода представляет собой несколько «импровизационных» контрастных эпизодов (техника развития заимствована из токкаты). Всё сочинение завершается плагальной каденцией.

Аранжировки

Существует множество переложений токкаты и фуги. В частности, для фортепиано, гитары, электрогитары, баяна, струнного, джазового оркестра и других исполнительских составов. Также известны аранжировки а капелла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
MinProduct.ru