Текст для развития речи и дикции

Для чего нужна хорошая дикция

Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.

Поставленная дикция помогает:

  • Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.
  • Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны. Пример – разговор с работодателем, который охотнее отдаст должность человеку с четким произношением.
  • Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.

Технология отработки дикции с помощью стихотворений

  1. К Чебурашке в чашку
    Шлепнулась букашка,
    Добрый Чебурашка
    Вытащил букашку,
    Положил букашку
    Сохнуть на бумажку.
    Высохла букашка,
    Поднялась с бумажки
    И снова чебурахнулась
    В чашку к Чебурашке.
  2. Лунный свет голубой
    Спать ослу не давал,
    Сел осёл на валун
    И зевал и зевал…
    И случайно осёл проглотил вдруг луну,
    Улыбнулся, вздохнул —
    И спокойно уснул.
  3. Злые крысы
    Грызли крышу,
    Но пришел котёнок рыжий, крысы в дыры убежали
    И от страха там дрожали.
    Хрюша — поросёнок
    Хрюкает спросонок:
    Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
    Подавайте мне урюк!
    Поросёнок Хрюша,
    До того, как покушать,
    Ты возьми-ка мыло,
    Да умой-ка рыло!
  4. Забрели к нам в детский сад
    Десять маленьких цыплят.
    Завела их с улицы
    Пёстренькая курица.
    Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
    Это детский сад.
    Но не для цыплят!
  5. Сы — зы, сы — зы, стало скучно без козы.
    Се — зе, се — зе, я нарвал травы козе.
    Ри — ли, ри — ли, прилетели журавли.
    Ша — жа, ша — жа, мы нашли в траве ежа.Ще — че, ще — че, грязь у мишки на плече.
    Жи — ши, жи — ши, как конфетки хороши.
    Зу — су, зу — су, не пускают в дом лису.
    Ла — ра, ла — ра, на горе стоит гора.Пу — бу, пу — бу, сидит филин на дубу.
    Па — ба, па — ба, а под дубом есть изба.
    Пы — бы, пы — бы, курьи ножки у избы.
    Пе — бе, пе — бе, та изба идёт к тебе.Ты — ды, ты — ды, я нашёл твои следы.
    Те — де, те — де, только нет тебя нигде.
    Ту — ду, ту — ду, а я с дудочкой иду.
    Ти — ди, ти — ди, поскорее приходи.
  6. Не понять никак нам Дашу,
    Ведь во рту у Даши каша.
    Но не гречка и не плов —
    Эта каша-то из слов!
  7. Любит буква «Р» тигрёнка —
    С детства он её рычит.
    Любит буква «Р» рыбёшку —
    Лучше всех её… молчит.
  8. Букву «Р» наш поросёнок
    Громко хрюкает с пелёнок.
    Буду крепко с ним дружить —
    «Р» поможет мне учить.
  9. На уроки к логопеду
    Аж вприпрыжку я бегу:
    Ведь учительнице строгой
    Показать язык смогу!
  10. Должен каждый офицер
    Говорить отлично «Р»!
    Ведь иначе он солдат
    Не построит в ровный ряд.(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», «Рассчитаться по порядку!»)
  11. Депутату иль певцу
    Быть картавым не к лицу.
    Не давай хлеб пародистам,
    Говорить учись ты чисто.
  12. Мы расселись по порядку,
    Дружно делаем зарядку,
    Не ногами, не руками,
    А своими… язычками.
  13. Вчерашний град
    Повредил виноград.
  14. Редиску в окрошку
    Режет Серёжка.
  15. А в подарке у Марины
    Три огромных мандарина.
  16. Тигр и рысь — родня для киски,
    Репа, редька — для редиски.
  17. Артур на портрете
    В бордовом берете.
  18. У крысы в норке
    Сырные корки.
  19. Тридцать три огромных рака,
    Все в нарядных красных фраках.
  20. Рожь яровая —
    Культура зерновая.
  21. У принцессы у Арины
    На кровати три перины.
  22. Поздравили мы Иру
    По радиоэфиру.
  23. Папиросы, сигареты
    Для ребят всех под запретом.
  24. Прорубь в пруду —
    Рыбачить приду.
  25. Борька наш нырнул бобром,
    А вот Ромка — топором.
  26. Шофёр спозаранку
    Крутит «баранку».
  27. Кудрявый рыжий Юра
    Гордится шевелюрой.
  28. Радиоконструктор
    Придумал репродуктор.
  29. Горячий призыв к народу:
    Берегите родную природу!
  30. На праздник придём нарядными,
    Опрятными и аккуратными.
  31. Кроссворды и шарады
    Разгадывать мы рады.
  32. Корректировать я рад
    Речевой свой аппарат.
  33. Приобрёл Артур
    В Европу тур.
  34. Прохор и Варвара —
    Прекрасная пара.
  35. Гарантировал повар в трактире
    Макароны на гарнир Ире.
  36. А в руках у детворы
    Разноцветные шары.
  37. Стар ворон репертуар:
    Утром, вечером — всё КАРРР!
  38. В нашем озере Андрей
    Тридцать выловил угрей.
    Жарь, копти их и вари —
    Очень вкусные угри.
  39. Чтобы ядро из ореха добыть,
    Нужно его скорлупу раскусить.
  40. Берёзы бобр грызёт зубами,
    Как будто острыми резцами.
  41. Ананасы на сосне
    Света видела во сне.
  42. Просит Сашу киска:
    «Поделись сосиской!»
  43. Гусь искупался,
    Но сух остался.
  44. В саду средь ветвей
    Свистит соловей.
  45. Я старалась, я старалась —
    За посылку расписалась.
  46. С осины осенней
    Слетел лист последний.
  47. Соблюдается совой
    Распорядок часовой,
    Всё по расписанию,
    По согласованию.
    (По А. Усачёву)
  48. Больную Колькину коленку
    Зелёнкой колкой лечит Ленка.
  49. Пуделя Мальвины
    Слепила я из глины.
  50. Апельсин делю на дольки
    Для Алины и для Кольки.

Буря с берега

Перекидываемые, опрокидываемыеРазозлились, разбесились белоусые угри.Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,Расплетались и сплетались от зари и до зари.Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Прикрыла рот рукой

Тьмами всасывающими опоясываемые,Заметались, затерялись в океане корабли,С неудерживаемостью перебрасываемые,Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.Чем обманываете вы? Не стремительностями лиИзгибаний, извиваний длинновытянутых тел?И заласкиваете вы не медлительностями лиЛаск пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

Для тренировки дикции существует немало упражнений и техник. Самым интересным среди них является чтение стихотворений – как специальных, так и классических вариантов.

Особенность такого «поэтического» метода заключается в его простоте: он подойдёт как детям, так и взрослым. Стихи имеют такую ритмику, которая помогает контролировать дыхание, расставлять акценты на определённых словах, учиться соблюдать интонационные паузы.

Стихотворение для улучшения дикции является своего рода скороговоркой, обрамлённой в рифмованную форму. Это позволяет уделить внимание тем звукам, что вызывают трудности при произношении («р», «ш», «с»).

Некая «певучая» форма стихотворений позволяет сделать акцент на гласных звуках, которые регулируют правильное произношение слов и интонации, что играет решающую роль в развитии дикции

Задача любой методики (и стихотворений, в частности) состоит в правильной постановке речи.

Благодаря этому человек сможет ясно излагать свои мысли, производить необходимое ему впечатление на собеседника, проявить себя в профессиях, где важны коммуникативные способности.

Поскольку стихи — эффективная форма развития дикции, методик отработки произношения с их помощью существует немало. Как уже указывалось выше, тренировать произношение звуков можно с помощью классических произведений или специальных, «дикторских» стихотворений.

Первый вариант больше подходит подросткам, а также взрослым людям, готовящимся к выступлениям на публике. Логопеды рекомендуют читать стихотворения Гомера, В.Маяковского, А.Блока, поскольку у этих авторов есть чётко выраженная ритмика (либо плавно-напевная, либо резкая и чёткая).

Для детей и взрослых, имеющих речевые нарушения, подойдут специальные стихотворения, где внимание уделяется проблемным звукам. Примером таких произведений являются «Буря с берега» («Перекидываемые, опрокидываемые…»), «На радио прямой эфир», «Не выходи из комнаты» и другие.

Существует две основные методики прочтения стихотворений. Первая предполагает чтение на одном дыхании, что научит контролировать интонации, потоки воздуха, необходимые для проговаривания.

Вторая техника предполагает неспешное, но очень чёткое проговаривание. Фразы можно записывать на диктофон, после чего, прослушав, проводить «работу над ошибками», отмечая проблемные места в произношении. А ещё не стоит забывать, что трудолюбие и упорство непременно дадут свои плоды.

Итак, стихи для дикции являются самым эффективных средством. Благодаря рифмованным строкам артикуляционный аппарат легче справляется с произношением сложных звуков.

Развитие произношения у взрослых

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

Чтобы развить свою дикцию и голос, дикторы обычно используют следующие упражнения:

  • произношение скороговорок;
  • прослушивание своего голоса;
  • тренировка дыхания.

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее. Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению. Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы. Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Текст для развития дикции

Для развития правильного произношения существуют тексты, которые составлены по тому же принципу, что и скороговорки. Обычно они объединяют несколько скороговорок для развития разных звуков. Это означает, что для коррекции дикции не нужно искать тексты. Для тренировки достаточно найти скороговорки для постановки всех звуков, и объединить их в единое целое.

Развить дикцию помогает и выразительное чтение художественной литературы. Записав свое произношение на диктофон, легко определить, какие звуки произносятся неверно.

Самая длинная скороговорка

не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали;

но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;

цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел;

Как улучшить дикцию за короткий срок

Иногда выполнять упражнения для тренировки произношения не получается из-за нехватки времени. В таких ситуациях используется артикуляционную зарядку. Она состоит из нескольких простых упражнений:

  • Перемещение челюсти вперед и назад. При таких действиях рот находится в открытом положении.
  • Произнесение гласных о, у и ы. Делать это нужно в наклоненном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
  • Движения языком. Хорошим упражнением для быстрого развития дикции является движение, при котором язык поочередно упирается в щеки. Делается это как с закрытым, так и с открытым ртом.
  • Прикосновения к зубам. Происходит выполнение этого упражнения с широко открытым ртом. Языком нужно поочередно прикасаться к каждому зубу, следуя по верхнему и нижнему ряду.

После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой.

Как исправить невнятную речь

Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

  • правила артикуляции;
  • изучение основ правильного дыхания;
  • развитие диапазона и силы голоса;
  • правила построения интонации;
  • изучение орфоэпии;
  • освоение основ жестикуляции.

Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

  • сонорных звуков;
  • шипящих;
  • свистящих.

Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

Распространенным дефектом речи, который проявляется у людей с нормально развитым артикуляционным аппаратом, является невнятность. Она проявляется в проглатывании целых слогов во время разговора. Такой дефект формируется в детстве из-за неосознанного подражания окружающим. Чтобы от него избавиться, необходимо выполнять следующие упражнения для улучшения дикции:

  • Скандировать стихотворения, следя за ритмом. Выбирать следует произведения, которые читаются более трудно. В пример можно привести стихотворения Маяковского. Такая работа над собой поможет быстро исправить недостатки речи.
  • Часто произносить слова, в которых рядом стоят согласные. Например – контрреволюция. После составления таких слов следует их произносить несколько раз в день.

Это поможет исправить произношение всего за несколько недель.

Как поставить голос

Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос.Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:

  • Произнесение гласных букв. Чтобы выполнить первое упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным.
  • Активизация области живота и груди. Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь голосовые связки. Если работа над произношением и голосом происходит без выполнения данных упражнений, эффект снижается.
  • Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «рррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться. Такое упражнение поможет поставить голос и улучшить дикцию. Развить дикцию помогают и книги, если читать вслух.

Чтобы развить дикцию и добиться четкого произношения необходимо потрудиться. Только с помощью регулярных занятий и тренировок вы добьетесь ощутимых перемен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
MinProduct.ru