Фрустрация в психологии – что это? Определение, Описание, Примеры

Теории фрустрации

Вопрос фрустрации до сих пор изучен не до конца. Предлагаю ознакомиться с наиболее популярными теориями, называющими основную защитную реакцию, сопровождающую фрустрацию.

Теория Д. Долларда. Согласно автору, если человек проявляет агрессию, то можно предположить о его фрустрации. Чем сильнее стремление к недостижимой цели, тем сильнее агрессия. Фрустрация тем сильнее, чем чаще повторяется и чем ниже толерантность к ней.

Теория К. Левина, Р. Баркера и Т. Дембо. Основной защитный механизм – регрессия, то есть личность воспроизводит ранее усвоенные модели поведения (откат к предшествующим возрастным периодам). Часто этот механизм сочетается с другими.

Теория Н. Майера. Активность человека теряет цель. Поведение становится бесцельным и повторяющимся. То есть человек фиксирует внимание на чем-то узком и не относящемся к цели, зацикливается на не относящихся к фрустрации вещах.

Причины развития фрустрации

Данное состояние вызывают следующие причины: стрессы, мелкие неудачи, снижающие самооценку и приносящие разочарования. Наличие фрустратора, а именно препятствий служит также причинами возникновения данного состояния. Это лишения, которые могут быть внутренними (нехватка знаний) и внешними (нет денег).

Это потери внешние (финансовый крах, потеря близкого) и внутренние (потеря здоровья, работоспособности). Это конфликты внутренние (борьба двух мотивов) и внешние (социальные или с другими людьми). Это препятствия в виде внешних барьеров (нормы, правила, ограничения, законы) и внутренних барьеров (честность, совесть).

Последствия фрустрации: замещение реального мира миром фантазий и иллюзий, необъяснимая агрессия, комплексы и общий регресс личности. Опасность от этого эмоционального состояния заключается в том, что под ее влиянием человек меняется в худшую сторону. Например, человек желает получить некоторую должность, а ее отдают другому.

Крушение планов провоцирует разочарование в себе, подрывает веру в своих профессиональных способностях и способностях общаться с людьми. У человека возникают страхи и сомнения, которые выливаются в немотивированную и нежеланную смену рода деятельности. Пострадавший отгораживаясь от мира, превращается в агрессивного, испытывая при этом недоверие к людям. Часто у индивида рушатся нормальные социальные связи.

Фрустрация накладывает отпечаток на личность, неся как конструктивный (интенсификация усилий) так и деструктивный характер (депрессия, отказ от притязаний).

Состояние фрустрации вызывают препятствия, мешающие активности, необходимой для достижения цели. Речь идет о запретах, физических и моральных препятствиях, противоречиях. Препятствия бывают:

  • физическими (арест);
  • биологическими (старение, болезнь);
  • психологическими (страх, недостаток знаний);
  • социально-культурными (нормы, табу общества).

Сильная мотивация достигнуть цели и весомые препятствия на пути – два главных условия фрустрации. В итоге человек либо активизирует все силы и ищет альтернативные пути достижения этой цели (не всегда рациональные, часто импульсивные), либо отказывается от цели (достигает ее частично или извращенным путем).

Самый простой и часто встречаемый вариант – аддиктивное (зависимое) поведение, но это неправильное реагирование. Аддиктивное поведение в ответ на фрустрацию может быть вариантом научения (родители подавали личный пример), компенсаторного поведения, неадекватной психологической защиты.

Долгое время термин использовался в обиходном языке для обозначения самых разных явлений. Философы и психологи не могли прийти к единому мнению: фрустрация – что это?Независимый предмет изучения или часть общей теории поведения? Серьезный интерес к фрустрации как одной из сложных жизненных проблем возник после публикаций работ З. Фрейда.

По мнению большинства исследователей, фрустрация должны изучаться в контексте более широкой проблемы: психологической выносливости по отношению к проблемным ситуациям. Еще одна неясность касалась того, к чему относить термин «фрустрация» – к внешним преградам или внутриличностному конфликту. В некоторых публикациях внешние барьеры называют фрустраторами и разделяют:

  • Психологические (страх, неуверенность, некомпетентность).
  • Биологические (болезнь, старость).
  • Физические (арест, недостаточное количество денег).
  • Социологические (законы, нормы морали).

Фрустрационные состояния различаются по своему психологическому содержанию и по длительности. Фрустрация как психическое состояние бывает:

  • Типичная для конкретного человека характеристика личности.
  • Нетипичная, но провоцирующая изменение характера.
  • Ситуационная или эпизодическая (конфликт, потеря, утрата близкого).

На силу фрустрации заметно влияет значимость цели. Одно дело – разочароваться после покупки бракованной вещи, другое – впасть в отчаяние после отказа в приеме на работу. Но разрушительные последствия затяжной фрустрация не проявляются одномоментно. Обычно им предшествуют несколько показательных этапов:

  1. Накопленное неудовлетворение после череды неудач.
  2. Эмоциональная возбудимость как личностная особенность.
  3. Особенности личности (завышенная самооценка, высокий уровень притязаний), привычка получать все и сразу.
  4. Этап на пути к цели (чем ближе к финалу, тем сильнее разочарование).

Теория фрустрации имеет несколько академических трактовок. Наиболее цитируемыми авторитетами признаны Н. Д. Левитов, Л. Майер, Дж. Доллард. Самой завершенной и всесторонней считается «эвристическая» теория Розенцвейга.

Обстоятельства, провоцирующие состояние фрустрации, можно разделить на три категории:

  1. Привация — изначальное отсутствие необходимых инструментов и ресурсов для достижения цели. Например, отсутствие вокальных данных для построения карьеры в оперном театре.
  2. Депривация — потеря объектов, ранее используемых для удовлетворения потребности и к которым была образована сильная привязанность. Например, смерть ребенка, пожар в доме, в котором прожил всю жизнь.
  3. Конфликт (conflict) — невозможность удовлетворения потребности из-за наличия двух несовместимых друг с другом мотивов, амбивалентных чувств, столкновения интересов. Например, желание профессора университета завести роман со студенткой наталкивается на убеждение, что это непрофессионально, неэтично.

Факторы, вызывающие возникновение фрустрации, называют фрустраторами. Это могут быть различные обстоятельства, ситуации, люди и их поступки, которые возникают на пути реализации желания в виде непреодолимого барьера. В психологии рассматриваются следующие типы фрустраторов:

  • физические (тюремное заключение, нехватка денег, времени);
  • биологические (болезни, физические недостатки, возрастные ограничения);
  • социальные (другие индивиды и конфликты с ними, общественные нормы, законы, санкции);
  • психологические (ограниченность знаний, недостаточный уровень развития способностей, страхи, сомнения, внутренние конфликты).

Препятствия в виде неблагоприятных внешних обстоятельств психологически переносятся легче, потому что позволяют перенести вину с себя на другие объекты. Если же человек видит причину неудач в самом себе, это нередко приводит к заниженной самооценке, самобичеванию.

Также на развитие фрустрации оказывает влияние законность фрустраторов и притязаний личности. В большинстве случаев, если человек убежден, что его законные права были как-то нарушены, то испытывает более выраженную фрустрацию.

Виды фрустрирующих ситуаций

С. Розенцвейг выделил 3 типа фрустрирующих ситуаций: привационные, депривационные и конфликтные:

  1. Привационные ситуации предполагают невозможность овладения объектом потребности.
  2. Депривационные предполагают утрату объекта потребности.
  3. Конфликтные ситуации подразумевают влияние фрустраторов в виде внешних или внутренних конфликтов.

Реакция на фрустрацию

Американский психолог и психотерапевт Саул Розенцвейг выделил 3 типа реагирования на фрустрацию:

  1. Экстрапунитивная (встречается в 50 % случаев). В человеке просыпается внутренний «подстрекатель», который побуждает искать виноватых во внешнем мире (люди и обстоятельства). В результате у личности возникает цель достигнуть желаемого любой ценой. Эмоциональный фон отличается упрямством, злостью, агрессией, досадой. Поведение становится ригидным, преобладают примитивные и ранее усвоенные формы поведения, например, детские капризы.
  2. Интрапунитивная (встречается в 27 % случаев). Человека сопровождает чувство вины, он обвиняет самого себя. Заканчивается это аутоагрессией (агрессия, направленная на самого себя). Эмоциональный фон и поведение отличается замкнутостью, тревожностью, молчаливостью. Человек возвращается к примитивным формам, снижает уровень притязаний, ограничивает себя в активности и удовлетворении желаемых потребностей («Ты даже этого не смог добиться, ты вообще ничего не заслуживаешь»).
  3. Импунитивная (встречается в 23 % случаев). Человек не винит никого, он принимает случившееся. При этом понимает, что все решаемо, это лишь вопрос времени и сил. Неудачи неизбежны, но их можно и нужно преодолеть.

Фрустрация в психологии - что это? Определение, Описание, Примеры

В ходе изучения феномена фрустрации были выявлены некоторые особенности реагирования в зависимости от пола и особенностей нервной системы:

  • Мужчины чаще реагируют экстрапунитивно, а женщины интрапунитивно.
  • Люди с сильным типом нервной системы реагируют экстрапунитивно, люди со слабым темпераментом – интрапунитивно.
  • Люди с высоким уровнем интеллекта чаще реагируют импунитивно и интрапунитивно.
  • Экстраверты, эмоциональные и тревожные личности реагируют экстрапунитивно, интроверты со средним уровнем тревожности реагируют интрапунитивно, интроверты с высоким уровнем тревожности – тоже интрапунитивно, но не всегда.

Таким образом, можно выделить следующие виды реагирования на фрустрацию:

  • чрезмерная, хаотичная и бесцельная активность (возбуждение);
  • апатия (безделье, пассивность);
  • агрессия и деструкция (самая частая реакция);
  • стереотипное поведение;
  • механизмы защиты.

Защитные механизмы бывают:

  • адекватными и неадекватными (продуктивные и деструктивные для личности, ее развития);
  • прямыми и косвенными (на фрустрационную ситуацию и ее объекты или на объекты, выходящие за пределы ситуации);
  • защитными и персеверативными (помогают личности достичь целостности или стереотипные действия, не приводящие к успеху);
  • специфическими и неспецифическими (защитные или персеверативные реакции, соответствующие ситуации или реакции обобщенного характера, например, усталость).

Первичная реакция на фрустрирующую ситуацию обычно агрессия, которая либо сдерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто выражается в виде гнева. Вторичная реакция зависит от темперамента, от сложившихся в процессе жизни форм реагирования на жизненные трудности.

Человек с высоким уровнем фрустрационной толерантности быстро справляется с негативными чувствами и может демонстрировать удивление, познавательный интерес в отношении объекта, ситуации, препятствующих достижению цели, спортивный азарт. Личность с низкими адаптационными навыками скатывается вниз по эмоциональной шкале и впадает в более тяжелые эмоциональные состояния, чем раздражение и гнев. Наблюдаются депрессивные реакции, рост тревожности, страхи.

Депрессию можно рассматривать как нечто противоположное агрессии. Характеризуется ощущением бессилия, безнадежности, чувством, что «жизнь кончена», апатией, угасанием мотивации.

Нередко встречается навязчивая фиксация на деятельности, которая стала в новых условиях бесполезной или даже опасной. Фиксация связана с ригидностью психики, стереотипностью восприятия и мышления, неспособностью «отпустить ситуацию», переключиться на новую цель, отказаться от прежних способов взаимодействия с внешним миром.

По направлению агрессии различают реакции:

  • экстрапунитивное реагирование (гнев, злость, возмущение) — стремление обвинять в случившемся окружающих, выплеск агрессии на внешние объекты;
  • интропунитивное реагирование (чувство стыда, муки совести) — самообвинение;
  • импутивное реагирование — философское отношение к произошедшим событиям как к чему-то неизбежному, отсутствие стремления искать виноватых.

В зависимости от того, на чем фиксируется человек, выделяют три типа реакции на фрустрационную ситуацию:

  • фиксация на препятствии: «так несправедливо, с этим нужно бороться», «ух ты, так даже интереснее играть»;
  • фиксация на самозащите: «если бы ты мне сразу все объяснил, я бы справилась»;
  • фиксация на удовлетворении потребности: активный поиск решения и помощи других или позиция «как-нибудь все само собой разрешится».

Поведенческие модели при фрустрации

Длительная неспособность разрешить фрустрирующую ситуацию приводит к развитию тревожности, что, в свою очередь, заставляет искать способ избежать отрицательных переживаний или хотя бы минимизировать их силу. В работу вступают эгозащитные механизмы психики. Действие защитных механизмов приводит к искажению восприятия тех аспектов реальности, с которыми человек не в состоянии смириться. Процесс не осознается человеком, поскольку иначе эгозащитные механизмы потеряли бы свою силу.

Для каждого конкретного человека характерен свой, индивидуальный «репертуар» защитного поведения (зависит от типа личности, гендера, возраста). Рассмотрим проявления наиболее распространенных психологических защит.

Вытеснение

Вытеснение — устранение из области сознания фрустрирующих воспоминаний и переживаний. В психоанализе механизм вытеснения рассматривают как способ приспособления к опасным внутренним влечениям. На внешнем уровне проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования объектов, которые доставляют психологический дискомфорт. Однако подавляемые чувства и воспоминания никуда не деваются. Например, с легкостью восстанавливаются в состоянии гипнотического транса.

Замещение

Замещение — замена объекта, потребности другими, более доступными и безопасными для разрядки. Действие данного механизма объясняет, как неприятности на работе провоцируют ссоры дома. Невозможность вступить в открытый конфликт с начальством приводит к разрядке агрессии на более зависимом супруге или ребенке.

Если замещаемое действие, желание с точки зрения морали недопустимо, а замещающее — приемлемо, то такой процесс называют сублимацией. Например, ту же агрессию можно разрядить, занимаясь интенсивными физическими упражнениями.

К замещению можно отнести и уход в фантазирование, зависимость от психоактивных веществ. А также обесценивание фрустрирующего объекта или потребности. Например, после пережитой любовной неудачи, человек бросает попытки построить личную жизнь, объясняя свое поведение незначительностью этой сферы жизни по сравнению с важностью построения карьеры или, к примеру, «духовного саморазвития».

Замена одного чувства другим, как правило, противоположным, называют реактивным преобразованием. Неприемлемые эмоции при этом перестают осознаваться, а приемлемые — гипертрофируются. Например, параноидальные личности могут подавить влечение, интерес к другому человеку, посчитав эти чувства опасными для себя, и перенести акцент на подозрительность и ненависть.

Интеллектуализация

Фрустрация в психологии - что это? Определение, Описание, Примеры

Данный механизм психологической защиты состоит в логическом осмыслении событий с позиции хорошо-плохо, полезно-бесполезно и отодвигании на второй план значимости сведений, которые предоставляют реально переживаемые эмоции. Примером интеллектуализации являются рассуждения человека о том, что смерть принесла его умершему родственнику избавление от физических страданий и других неприятностей жизни.

Интеллектуализация дает возможность снизить интенсивность болезненных переживаний, не прибегая к полной потере информации об их наличии. Интеллектуализация при попадании в фрустрирующую ситуацию воспринимается как зрелый подход к проблеме, поэтому обычно находит в обществе одобрение и поддержку и становится привлекательной стратегией для многих людей.

Однако у интеллектуализации есть и свои недостатки. Она приводит к потере возможности полноценного переживания своих чувств — как отрицательных, так и положительных. В результате у человека возникают проблемы в близких отношениях, так как самовыражение под влиянием интеллектуализации производит впечатление неискренности, равнодушия.

Регрессия

Защитный механизм регрессии проявляется в возвращении человека к более примитивным, часто детским формам поведения и мышления, которые в свое время приносили успех при разрешении реальных конфликтов и трудностей. Откат к инфантильным стратегиям психологической адаптации может проявляться в желании, чтобы кто-то приласкал, утешил. Порой взрослый мужчина, столкнувшись с непреодолимой преградой, может разрыдаться как маленький мальчик.

Важно понимать, что в определенных пределах эгозащитные механизмы являются способом нормальной психологической адаптации. Однако, если человек начинает злоупотреблять их использованием вместо поиска реального практического решения жизненных проблем, личностное развитие останавливается, и происходит постоянный повтор одного и того же жизненного опыта.

Факторы фрустрации

Среди негативных факторов, способных вызвать фрустрацию, принято выделять внешние и внутренние. К внешним факторам относятся:

  • межличностные конфликты, в том числе переходящие во внутриличностные (противоречие личного и социального);
  • неправильные условия воспитания или разрушающий стиль воспитания (предвестник конфликтов на почве дисгармонии личностных и общественных ценностей и ориентаций);
  • неудовлетворенность собой в работе или других сферах (неудовлетворенная потребность в самоактуализации, вызванная ощущением неполного раскрытия личностного потенциала или осознанием неверно выбранного пути).

Среди внутренних причин фрустрации значатся разного рода внутренние конфликты:

  • Наличие двух желанных целей, то есть человек выбирает между двумя положительными событиями. Но достичь одновременно он их не может. Какую бы потребность человек ни выбрал, он окажется в выигрыше и в состоянии легкой фрустрации одновременно.
  • Выбор наименьшего зла, то есть выбор из двух негативных ситуаций. Такой конфликт вызывает самую сильную фрустрацию, ведь человек в любом случае окажется в проигрыше. Нередко личность пытается избежать принятия решения, уходит от реальности. При невозможности бегства проявляет агрессию и гнев.
  • Выбор между положительной и отрицательной целью. Самый частый конфликт, так называемая борьба добра и зла (светлой и темной стороны души). Вызывает фрустрацию средней силы.

Методы диагностики фрустрации

Фрустрация в психологии диагностируется с помощью методик:

  • вербальный тест Собчик для определения интенсивности, направленности и тип фрустрационной реакции у подростков;
  • методика Вассермана для диагностики социальной фрустрированности;
  • методика Розенцвейгера;
  • опросник В. Бойко.

Для диагностики фрустрации у детей и взрослых обычно используется методика Розенцвейгера — это нечто среднее между тестом ассоциации слов и тестом тематической апперцепции. В качестве стимульного материала используются рисунки, на которых ведут беседу двое. Один из персонажей изображен в момент произнесения слов, описывающих фрустрационную ситуацию, в которую попал он или его собеседник.

Фрустрация в психологии - что это? Определение, Описание, Примеры

Самостоятельно оценить уровень своей фрустрированности можно, ответив на вопросы опросника В. Бойко. Отметьте высказывания, с которыми вы в целом согласны.

  1. Вы ощущаете зависть по отношению к некоторым своим знакомым.
  2. Испытываете неудовлетворенность тем, как складываются ваши близкие отношения.
  3. Жизнь несправедлива, и вы достойны лучшей участи.
  4. При более благоприятных обстоятельствах вы могли бы добиться в жизни гораздо большего.
  5. Вы огорчены тем, что не расстраиваются планы и не сбываются надежды.
  6. Замечаете, что стали срывать злость или досаду на окружающих.
  7. Возмущает факт, что в жизни повезло куда больше, чем вам.
  8. Расстраивает, что нет возможности отдыхать так, как хотелось бы.
  9. Вас угнетает сложившаяся ситуация с финансами.
  10. Преследует чувство, что жизнь проходит мимо.
  11. Кто-то или что-то заставляет вас испытывать унижение.
  12. Нерешенные бытовые проблемы вызывают у вас раздражение.

Об устойчивой тенденции к фрустрации говорит количество положительных ответов от 5 до 9 баллов, о высоком уровне фрустрированности — от 10 и больше утверждений, с которыми вы согласны.

Предпосылки фрустрации

Фрустрация не наступает сразу, ей предшествуют несколько характерных этапов, благодаря которым можно заподозрить и предотвратить состояние фрустрации:

  • накопление неудовлетворения в результате повторяющихся неудач;
  • глубина неудовлетворения (зависит от выраженности потребности и частоты неудач);
  • эмоциональная возбудимость как индивидуально-личностная особенность (чем выраженнее, тем быстрее возникает фрустрация);
  • уровень притязаний и привычка к успеху (у людей с высокими требованиями и привыкших к успеху фрустрацию может вызвать даже незначительное препятствие);
  • этап, на котором появилось препятствие (если трудности возникают у самого финала деятельности, около цели, то фрустрация сильнее).

Фрустрация: трудности жизни

Американский ученый Клейтон Альдерфер развил одну из известных теорий мотивации — ERG, во многом схожую с теорией иерархии потребностей по А. Маслоу.

  1. Existence — выживание человека как биологической единицы (низший уровень потребностей).
  2. Relatedness — социальные потребности.
  3. Growth — потребности саморазвития (высший уровень).

Считается, что пока неудовлетворены потребности низших уровней, не возникнет фрустрация из-за нереализованности желаний высших ступеней. Так, у человека, оказавшегося без крыши над головой, расстроившееся свидание вызовет не так много переживаний, как могло бы при других материальных обстоятельствах.

Переживание состояния фрустрации по теории К. Альдерфера приводит к смещению вниз по ступеням потребностей. То есть при невозможности удовлетворения потребностей какого-то иерархического уровня, нереализованная энергия направляется на доступные для удовлетворения потребности того же или нижележащего уровня.

Так, невозможность по каким-то причинам реализовать свой талант, призвание, может повести по пути поиска самоутверждения в социуме (головокружительная карьера, высокий социальный статус как самоцель).

Неспособность реализоваться в социуме выливается в создание компенсирующих чувство потери самоценности любовных или дружеских отношений. Ощущая слабость своего «Я», человек может «присоединиться» к другой, реализовавшей себя личности и почувствовать свою значимость. «Я — жена уважаемого профессора», « Я — лучший друг успешного актера».

Невозможность реализовать потребности двух высших уровней неизбежно приводит к злоупотреблениям на низшем. Человек слишком много спит, ест. Скупает ненужные ему вещи, только бы заполнить внутреннюю пустоту.

Любовная фрустрация интересна тем, что трудности на пути реализации романтических чувств только усиливают влечение людей друг к другу. Другие потребности, желания и интересы отходят на второй план.

Внешне любовная фрустрация может находить выражение в поведении, которое никак не назовешь поступками любящего человека. Пословица «бьет — значит, любит» в рамках изучения фрустрации в психологии приобретает новый смысл. Всплеск агрессии, вызванный фрустрацией, нередко направляется на объект симпатии. Отсюда криминальные истории с преследованием объекта страсти, вспышками ревности, обливанием кислотой, сексуальным и физическим насилием.

Фрустрация также возникает, когда партнер объективно не способен удовлетворить наши эмоциональные потребности. Например, женщина надеется, что встретив мужчину, который ее полюбит, наконец-то почувствует себя любимой, обожаемой, прекрасной. Однако, сталкивается с тем, что в отношениях еще более остро начинает ощущать неуверенность в себе, свое «несовершенство».

А все потому, что ни один даже самый идеальный партнер не способен компенсировать недостаток любви к себе. Сколько бы внимания ни уделял партнер женщине в данном примере, ей всегда будет мало. И она будет испытывать фрустрацию каждый раз, когда мужчина будет переключать внимание на другие сферы жизни — работу, друзей, хобби, даже общих детей.

Можно ли избежать фрустрации в любви? Конечно, но только если человек обладает психической зрелостью и стремится создать равноправные отношения, опираясь на психологический ресурс партнера, а на свои собственные силы.

В условиях хронического недостатка денежных средств меняются понятия людей о природе счастья. Здесь полезно вспомнить притчу. Бедняк жалуется на тесноту своего своей однокомнатной квартирки, в которой ему приходится ютиться со всей своей многочисленной родней. Мудрей советует бедняку на время поселить в той же комнате собаку, домашнюю птицу и другую живность, чтобы прочувствовать, что действительно является катастрофичной ситуацией. Счастье относительно.

Бедность приводит к фрустрации не только когда не получается удовлетворить элементарные личные и семейные потребности. Материальное положение становится мощнейшим фрустратором, когда общество состоит из людей с разным уровнем дохода. Несмотря на объективно высокий уровень жизни, человек сам себя вгоняет в состояние фрустрации с помощью восходящего социального сравнения.

Особенно сильная фрустрация наблюдается, если человек верит, что все богачи создают себе состояние исключительно незаконными и аморальными путями. Также восприятие себя человеком как бедного, обездоленного, зависит от соотношения его притязаний и реальных достижений.

Фрустрационные эмоции (структура фрустрации)

Фрустрация в психологии - что это? Определение, Описание, Примеры

Эмоции, которыми чаще всего сопровождается фрустрация, не всегда оценивают по достоинству. А ведь именно проявившиеся эмоции можно считать симптомами, признаками, указывающими на истинную причину фрустрации.

  • Обида. Возникает при ущемлении чувства достоинства человека, незаслуженном (по мнению личности) унижении. Например, при упреках, оскорблении, обмане, некорректных замечаниях и обвинениях. Обида может долго храниться в подсознании человека, истощая его. Или же заставлять сознательно разрабатывать план мести, проявлять агрессию.
  • Разочарование. Возникает в случае несбывшихся ожиданий. Это неудовлетворенность и неудовольствие из-за несбывшегося обещанного или ожидаемого события. Чем больше было обещано или чем сильнее и желаннее было ожидание, тем сильнее разочарование человека.
  • Досада. Это сожаление с привкусом злости, вызванное собственной неудачей или неудачей знакомых, значимой группы (например, футбольной команды).
  • Гнев. Негодование, возмущение, злость из-за собственного бессилия перед возникшими на пути препятствиями.
  • Ярость. Поведение, исполненное агрессии. Ярость бывает благородной (войны), конструктивной (дебаты), деструктивной (насилие, бессмысленная жестокость).
  • Печаль. Утрата чего-либо или кого-либо. Ощущение одиночества при утрате перспектив достижения цели или общения с человеком. Речь идет о чем угодно, личностно значимом.
  • Уныние. Состоит из чувства безысходности от невозможности достигнуть цели, скуки и печали, потери интереса ко всему происходящему. Унынием сопровождается осознание перспективы неблагоприятного исхода нынешнего процесса. Если же процесс уже закончился и прогноз подтвердился (человек потерпел неудачу), то возникает ощущение безнадеги, которое сопровождается другими эмоциями (разочарование, печаль, горе, отчаяние).

Таким образом, фрустрация – реакция на жизненные трудности, мешающие достижению желаемой цели. Она находит отражение в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфере.

Как справиться с фрустрацией

Избежать фрустрации невозможно – это генетически заложенная в психике реакция. Но можно подготовиться заранее, чтобы выход из этого состояния оказался не таким болезненным.

Иногда чтобы обозначить для себя проблему достаточно найти и прочитать несколько источников по теме. Чтобы понять, не вышло ли состояние за рамки допустимых границ, можно задать себе несколько дополнительных вопросов:

  1. Я часто раздражаюсь.
  2. Я постоянно сожалею о своих поступках или о своем бездействии.
  3. Со мной постоянно происходят неприятности.
  4. Виновником своих неудач я считаю обстоятельства или других людей.
  5. У меня есть вредные привычки (я курю, пью слишком много алкоголя, переедаю).
  6. Я часто теряю контроль на работе, дома, а разговорах с родными.
  7. Я считаю, что никому не нужен.
  8. Я уверен в собственной бесполезности.
  9. У меня слишком мало (или совсем нет) друзей.
  10. У меня долгое время нет постоянного партнера.
  11. Мои отношения меня не удовлетворяют.
  12. Меня ничего не интересует.
  13. Я отказался от саморазвития.
  14. Я слишком агрессивно реагирую на критику.
  15. Я завидую успехам других людей.
  16. Я привык отказываться от того, чего сильно хочу.

Чем больше ответов «да» вы назовете, тем выше уровень фрустрированности.

Потратьте некоторое время на наблюдение и размышления о возможных источниках своего состояния. Вспомните неприятные ситуации, слова родных или коллег, которые казались вам несправедливыми, обидными. Постарайтесь понять, где находится основной источник фрустрации:

  • Базовые потребности: неумение составить режим дня и правильное питание, неспособность заработать достаточно денег, недовольство своей фигурой.
  • Социальные потребности: неумение дружить, взаимодействовать с социумом, сильная критика со стороны окружающих, отсутствие карьерного роста.
  • Потребности в любви и отношениях: нехватка любви и внимания партнера, неумение заводить доверительные отношения, привычка менять партнеров или жить в одиночестве.
  • Сексуальные потребности: недостаток сексуального удовлетворения, скованность, неумение обозначить свои желания и понять желания партнера.
  • Потребности в саморазвитии: невозможность реализоваться на работе или в творчестве, обедненная духовная сфера.

Фрустрация в психологии - что это? Определение, Описание, Примеры

Так вы сможете определить ту сферу жизни, которую предстоит проработать в первую очередь.

Иррациональные убеждения не просто портят настроение, но лишают жизненных сил. Они появляются вследствие негативной интерпретации событий и обычно начинаются словами:

  • Я должен.
  • Я обязан/они обязаны.
  • Я знаю как лучше.
  • Это невыносимо.
  • Я ненавижу/не терплю/не могу/не выношу.
  • Я всегда прав.
  • Это ужасно.
  • Я всегда/я никогда.

Для диагностики наличия и выраженности иррациональных убеждений разработаны разные тесты и методики. Они помогают оценить уровень устойчивости к барьерам-фрустраторам, показатели катастрофизации и долженствования.

Фрустрация случается каждый раз, когда наши ожидания не совпадают с действительностью. Конечно, отказаться от мечты невозможно. Зато можно культивировать и развивать ту субличность, которую Эрик Берн называл «внутренним Взрослым».

Отказаться от завышенных ожиданий. Люди часто разочаровываются, когда ждут слишком многого от себя или других. В результате чувствуют себя обманутыми или обделенными. Чтобы этого не произошло, не стоит увлекаться глобальными планами или жить иллюзиями. И не зацикливаться на своем разочаровании, чтобы не усугубить состояние. Ведь иногда реальность намного интереснее фантазий.

Практиковать принятие. Это не путь пассивной покорности, не способ смириться с любыми неудачами. Практика осознанности предполагает работу над собой, самосовершенствование, усиление веры в свои силы. Она помогает принять реальность такой, какая она есть, не разочаровываясь по поводу несоответствия нашим ожиданиям.

Добавить самоиронии. Самоирония всегда спасает в ситуациях, когда кто-то наступает на больную мозоль или нелестно отзывается о наших достижениях. Но лучше всего она помогает, когда мы критикуем сами себя. Так что в порядке самопомощи для укрепления веры в себя можно добавить здорового скепсиса. Но без самоуничижения. Оно так же неприятно.

Если есть сомнения – сходить или не сходить, лучше сходить. Психотерапевт поможет развеять сомнения или подскажет метод самоанализа, который можно будет применить самостоятельно. Отношение к психотерапии за последнее время изменилось. Многие все чаще (и все легче) записываются на прием, если считают, что могут получить пользу от работы с психотерапевтом. Если есть возможность выговориться, выплакаться, услышать работающий совет – почему нет?

При всех нерадостных последствиях фрустрация считается признаком высокого интеллекта, потому что помогает хорошенько разозлиться и все-таки добраться до цели. Поэтому в следующий раз постарайтесь использовать его как инструмент для получения нового опыта. Конечно, предвидеть все наперед невозможно. Но, по крайней мере, мы знаем, когда начинать справляться с фрустрацией самому, а когда обращаться за помощью к психотерапевту.

Конфликты

Психологи предлагают несколько способов выхода из фрустрации.

Усилившееся психическое и эмоциональное напряжение можно использовать для анализа предпринятых действий и поиска альтернативных способов достижения цели. Например, девушка отказалась с вами встречаться. Вы испытываете фрустрацию. Чувствуете себя неудачником в любви. Прежде чем окончательно впадать в пессимизм, стоит подумать, по какой причине понравившаяся девушка в действительности вам отказала.

Не все в любви легки на подъем. Некоторым требуется время, чтобы осознать, что перед ними именно тот человек, о котором они мечтали. Не исключено, что отказавшая вам девушка не уверена в своих чувствах. И ей проще сразу вам отказать, чем давать вам, возможно, напрасную надежду. Попробуйте изменить свой подход. Альтернативное решение — предложить ничем не обязывающую дружбу, чтобы предоставить человеку возможность узнать вас лучше.

Еще один пример. Не удалось поступить в желанный вуз. Но разве это единственный способ получить знания в выбранной области? История знает много самоучек, которые достигли исключительных результатов в своем деле. Например, англичанка Мэри Эннинг, превратившаяся из бедной, необразованной собирательницы окаменелостей в одного из величайших палеонтологов 19 века.

Этапы фрустрации

Фрустрация проявляется в несколько этапов. Для каждого из них характерны свои особенности поведения личности:

  1. На первом этапе поведение организовано и мотивосообразное.
  2. Человек начинает утрачивать самоконтроль. Произвольность слабеет, но еще не пропадает совсем. Теплится надежда на разрешение ситуации. Поведение мотивосообразное, но не целенаправленное (неорганизованное).
  3. На третьем этапе полностью утрачивается связь мотива и поведения. Отдельные действия еще наделены целью, но она не связана с первым мотивом (поведение не для чего-то, а вследствие чего-то).
  4. Четвертый этап характеризуется полной утратой самоконтроля. Личность даже не осознает бессмысленность, дезорганизованность и немотивированность собственного поведения.

Замена цели

Точно так же как можно найти множество путей для достижения одной и той же цели, можно обнаружить альтернативную цель, с помощью которой можно удовлетворить потребность или желание. В нейролингвистическом программировании и гипнотерапии, например, есть техники, позволяющие перенести чувство влюбленности с одного объекта на другой, и таким образом избавиться от неразделенной любви.

Конечно, человек, инстинкт которого уже прочно зафиксирован на определенном человеке, отказывается поверить, что сможет когда-нибудь в жизни испытывать столь сильные чувства к кому-то еще.

Требуется терпение, чтобы найти цель, способную компенсировать свойства заменяемой. Но если бы это было невозможно, то люди не женились бы счастливо несколько раз в течение жизни и не находили бы смысл жизни в новой деятельности после потери возможности заниматься любимым делом. Например, актер А. Бандерас хотел стать футболистом, но после травмы ноги от мечты о спортивной карьере пришлось отказаться. Вряд ли всемирно известный актер до сих пор переживает фрустрацию из-за несбывшихся подростковых надежд.

Переоценка ситуации

Очевидным решением для выхода из состояния фрустрации, причиной которого является внутренний конфликт, является выбор между альтернативами. Обращайтесь как к своему разуму, так и к эмоциям.

Взвесьте все за и против каждого из своих желаний. Перенесите процесс анализа на бумагу. Записав все возможные аргументы, выделите те, что несут ключевое значение для вашей жизни. Остальное отбросьте. Определение ключевых ценностей поможет справиться с тревогой и страхом. Если самостоятельно вы не сможете справиться с проблемой — обращайтесь к специалисту. Психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич за 5 сеансов гипнопроработки поможет избавиться от психологической проблемы.

Понять, к чему на самом деле склоняется ваша душа, можно доверив решение подбрасыванию монетки. Ваша эмоциональная реакция на результат подскажет, какой из вариантов действий для вас более предпочтителен.

Защитный механизм психики

Еще один способ определиться с выбором — прожить в воображении его результаты. Из двух альтернатив выберете одну, как окончательную. Как будто бы вы уже сделали выбор в ее пользу. Перед сном постарайтесь прочувствовать как можно реальнее, что окончательное решение уже принято. Никаких конкретных шагов в направлении реализации выбранной альтернативы предпринимать не нужно.

Весь следующий день (несколько дней, неделю — все зависит от судьбоносности выбора) наблюдайте за собой. Важно буквально все — настроение, уровень энергичности, работоспособности, чувства к другим людям, степень раздражительности. Повторите тот же процесс для второго, третьего варианта выбора.

Выполнение данного упражнения помогает расширить воспринимаемый контекст проблемы, осознать скрытые страхи и истинные потребности. Зачастую удается объединить на первый взгляд противоборствующие элементы. Например, желания человека самоутвердиться, но при этом сохранить любовь окружающих, могут быть объединены в попытках стать лидером группы.

Дело в том, что любой серьезный внутренний конфликт — признак расщепления целостного «Я» на несколько субличностей. Необдуманный отказ удовлетворять потребности любой из субличностей неизбежно будет вызывать ощущения, равноценные ампутации части тела. Поэтому в ситуации внутреннего конфликта, так же как и внешнего, важно искать компромисс.

Переоценка ситуации может происходить постепенно в процессе долгих размышлений, так и неожиданно, в результате инсайта. Одним из методов интеграции психики является гипноз. 

Фрустрация: определение толерантности по тесту Розенцвейга

Можно сказать, что фрустрация проявляется тогда, когда человек не получает, чего хочет. Но в аналогичных ситуациях одни люди выбирают мобилизацию и прорыв, другие – смирение с поражением. Подобная реакция зависит от степени фрустрации, темперамента, личных качеств и опыта человека, уровня притязаний, согласия/несогласия с нормами или законами, внутренней идеологией.

Большое значение также имеют внутренние ресурсы (психологические, эмоциональные, интеллектуальные), которые дают силы пережить сложившуюся ситуацию, переключаться на другие дела. Мудрые, психологически гибкие люди способны проанализировать ситуацию, вынести напряжение, но не отказываться от намеченной цели.

Люди с низким уровнем ресурсов фанатично стремятся к достижению цели, из-за чего часто впадают в зависимость от своих желаний или амбиций. Они не умеют перестраиваться на пути к цели, а, зачастую, забывают, ради чего вообще ставилась цель. Самое интересное, что они даже не всегда четко осознают свои желания.

Чтобы описать степень устойчивости (ресурсности) человека в обстоятельствах, когда он готов согласиться не меньшее, американский психотерапевт Саул Розенцвейг ввел понятие толерантности к фрустрации.

Фрустрационная толерантность – это некая пороговая величина напряжения, после которой человек перестает сопротивляться обстоятельствам и опускает руки. Толерантность сравнивается с мышцей, сила которой состоит из двух компонентов:

  • Первый – это механизм самоуспокоения, который запускается в мозге при стрессе и не позволяет человеку впасть в аффект.
  • Второй – это способность сдерживать импульс раздражения, который возникает при желании получить все и сразу, и в случае неудачи перерастает в агрессию или ярость.

При урегулированной работе двух компонентов фрустрация не достигает травматичного уровня, а толерантность повышается. Одна из задач психотерапевта – как раз «накачать» мышцу толерантности: повысить ресурсность клиента и, как следствие, повысить его психологическую выносливость.

Тест Розенцвейга

Чтобы определить уровень фрустрационной толерантности психотерапевты используют специальную методику тестирования Розенцвейга. Рисуночный тест предназначен для исследования реакций клиента на неудачу. Изображения достаточно однообразны по характеру и рассчитаны на короткие и максимально четкие ответы. Разработаны детские варианты методики (до 15 лет). Взрослая версия используется с возраста старше 15 лет.

Тест состоит из 24 иллюстраций: на 16 изображены ситуации с препятствиями, на 8 отражены ситуации, в которых тестируемого в чем-то обвиняют. Все изображения связаны между собой тематически и показываются в определенной последовательности. На каждой картинке есть несколько персонажей: над одним описывается суть проблемной ситуации, над другим нарисован пустой квадрат. Тестируемый должен озвучить реакцию персонажа под пустым квадратом.

Когда тестирование окончено, терапевт анализирует ответы, определяет направленность и силу агрессии. По результатам обработки теста у клиента определяется один из трех типов реагирования:

  • Экстрапунитивный (защитный, внешне обвиняющий) сопровождается желанием обвинить в неудачах внешние препятствия или других людей.
  • Интрапунитивный (самообвиняющий) сопровождается самообвинением, угрызениями совести, чувством единоличной вины.
  • Импунитивный никого не винит, не высказывает неудовольствия себе или другим, а случившееся воспринимает как полученный опыт.

Толерантность к фрустрации можно воспитать. Люди с низким уровнем устойчивости к фрустрирующим ситуациям имеют определенные иррациональные догматические убеждения, которые выражаются в форме «никогда», «всегда», «должен был», «невыносимо что». Использование подобных драматических высказываний приводит к снижению настроения при любой, даже самой незначительной неудаче.

Если вы хотите избежать постоянного попадания в состояние фрустрации в будущем, когнитивный терапевт А.Эллис рекомендует избавиться от следующих глобальных иррациональных установок:

  1. «Я обязан достигать успехов и получать одобрение значимых других. А если я этого не делаю или не получаю, значит, со мной что-то не так». (Приводит к низкой самооценке, аутоагрессии, депрессии).
  2. « Все окружающие люди обязаны быть справедливыми и относиться ко мне хорошо. А если они этого не делают, то их нужно наказать». (Провоцирует озлобленность, ярость, убийства).
  3. «Обстоятельства, в которых я живу (экономические, политические, социальные) должны быть организованы так, чтобы я без затруднений осуществлял все свои желания. То, что жизнь так трудна — просто ужасно!». (Результат убеждения — низкая толерантность к фрустрациям).

Потерпев неудачу, важно позволить себе отступить, простить ошибку. Говорите себе, что вы проиграли битву, но исход войны еще неясен. Развивайте постоянство и терпение. Строя планы, учитесь прогнозировать возможные трудности наперед. Разрабатывайте запасные варианты действий.

Сублимация — самая зрелая форма выхода из состояния фрустрации. Разрядите аффект через творчество: рисование, танцы, музыку. Если вы испытываете гнев, помогут физические нагрузки. Отдавайте предпочтения тем видам спорта, которые включают удары: теннис, борьба и так далее.

Популярные механизмы защиты

Среди механизмов психологической защиты при фрустрации чаще всего используется отступление, агрессия, компромисс и замещение. Предлагаю рассмотреть подробнее формы каждого из них.

Отступление

Отступление имеет разные формы:

  1. Самый популярный вариант представить с помощью воображения достижение цели. В своем воображении человек достойно преодолевает все преграды, что сглаживает негативные переживания в реальной жизни. Иногда может происходить бессознательно, выражаясь снами.
  2. Еще один популярный вариант отступления – номадизм. Чаще всего речь идет о переезде из одного города в другой, частой смене места локации. Реже – другие внешние изменения, не решающие внутренних проблем.
  3. Регрессия. Человек возвращается к детскому поведению. Это может продолжаться до тех пор, пока такие реакции не войдут в непримиримое противоречие с реальностью.
  4. Вытеснение. Человек со временем действительно забывает неприятные события, эмоции.
  5. Избегание. Человек как может и сколько может избегает трудных ситуаций, ответственных заданий, конфликтов.

Агрессия

Агрессия дает о себе знать во всех формах и видах. Личностью овладевает потребность устранить напряжение, вызванное определенными условиями. В итоге поведение становится направлено:

  • на наказание обидчика;
  • устранение его из жизни личности;
  • унижение обидчика или причинение ему вреда;
  • сохранение любым способом чувства собственного достоинства.

Реакция агрессии включает месть (в том числе неадекватную, например, причинение вреда близким людям объекта мести), аффективное поведение (обидчивость, негативизм, упрямство, эмоциональная неустойчивость), жалобу (поиск сопереживания и поддержки в конфликтной ситуации). В редких случаях агрессия принимает внутреннюю направленность. Тогда отмечается чрезмерная самокритика, самоунижение, аддиктивное поведение, суицидальные наклонности.

Выбор формы агрессии (вербальная или физическая, прямая или косвенная) зависит от опыта личности, воспитания, внешних условий. При определенных обстоятельствах человек способен контролировать агрессию и перевести ее хотя бы в косвенную.

Чаще всего отмечается вариант косвенной агрессии с замещением объекта. Проще говоря, фрустрированная личность находит «козла отпущения». Второй по популярности вариант – самоутверждение за счет неудач других людей, самооправдание путем сравнения с теми, у кого жизнь сложилась еще хуже.

Под этим подразумевается формирование противоположных реакций желаемым потребностям. Например, так появляются нравоучители и моралисты, борцы за нравственность. На самом деле это реакция на невозможность самим следовать тому поведению, которое они из-за этой невозможности порицают.

Второй вариант замещения – проекция, которая проявляется подозрительностью. Человек приписывает другим людям те качества и особенности поведения, которым не может, но хочет следовать.

К компромиссным формам также относится сублимация, рационализация. Подробнее об этом читайте в статье «Механизмы психологической защиты личности».

Как используют фрустрацию в психотерапии?

В психологии фрустрация — это не только источник негатива. В психоанализе считается, что формирование Эго начинается с фрустрации. В теории неврозов о патогенном характере фрустрации говорят только при определенном превышении силы фрустрационного реагирования на ситуацию. Для каждого человека — индивидуального.

Управляемая фрустрация в психологии используется при работе с клиентом методом абстиненции — отказе терапевта в удовлетворении его ожиданий, желаний или требований. Избегание поощрения клиента усиливает изначально имеющееся у него состояние фрустрации. Например, за фрустрационной реакцией на невинное поведение терапевта может скрываться психотравма, полученная в отношениях с одним из родителей еще в раннем детстве — также проигнорировал, раскритиковал, высмеял. Метод абстиненции облегчает осознание клиентом невроза переноса, помогает выразить «опасные» чувства в безопасной обстановке и проработать их.

Преодоление фрустрации

  1. Чтобы адекватно пережить состояние фрустрации, нужно особое внимание уделить ему вначале, когда фрустрация только-только стала заметна. Именно в этот момент человек совершает необдуманные, хаотичные, бессмысленные поступки – как направленные на достижение первичной цели, так и далекие от нее. Главное, пережить агрессию и депрессию, унять эти настроения в себе. Для этого подойдут техники саморегуляции.
  2. Второй шаг – замена первичной цели на альтернативную, но более доступную. Или рассмотрение причин неудачи и составление плана по их преодолению. Лучше сначала провести анализ ситуации. Если выясняется, что преодолеть трудность действительно нельзя (слишком много объективных факторов, не зависящих от личности), то рекомендуется выбрать другую цель или отсрочить достижение прежней, если внешние условия могут измениться со временем.

Состояние фрустрации заставляет чувствовать себя неполноценным. В ответ на это человек, как правило, реагирует защитными механизмами или чрезмерной активностью (гиперкомпенсация). Возможен и третий вариант – сознательное преодоление травмирующей ситуации.

Особенности фрустрационного поведения описываются через мотивосообразность и организованность. Первый фактор предполагает осмысленную и перспективную связь поведения и мотива (потребности), провоцирующего фрустрацию. Организованность поведения предполагает наделение его хоть какой-то целью, не обязательно ведущей к удовлетворению первичного мотива, вызвавшего фрустрационную ситуацию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
MinProduct.ru