Как грамотно реагировать на критику

Чего делать нельзя, если вас критикуют?

1. Полностью отрицать, избегать или игнорировать замечание другого человека. Другими словами, делать вид будто ничего не произошло или «сменить тему». Замалчивание ситуации, как правило, гарантирует еще больше нерешенных проблем в будущем, риск вернуться к той же «закрытой теме» позднее и накопление негативных эмоций.

2. Самая распространенная реакция на критику — не просто обида, а довольно агрессивная ответная реакция. Что, по объективным причинам, не лучшая тактика.

3. Еще одна форма неприятия критики других людей — отговорки по поводу того, что произошло. Чаще всего, это еще больше раздражает — другой человек решает: вы игнорируете его точку зрения, не придавая ей значение, или намеренно не хотите просить прощения.

Чем опасна критика

  1. Угроза репутации.Сарафанное радио еще никто не отменял: люди прислушиваются к мнению других. И, что особенно печально, особенно прислушиваются к негативу. Даже если вы объясните на пальцах, что критик не прав, осадочек может остаться.
  2. Штрафы, проверки, судебные заседания. Особо активные кляузники могут не пожалеть времени и нажаловаться на вас в различные инстанции. Здесь выход один: следить за тем, чтобы все было по закону. Ну и, конечно, не вываливать в сеть сомнительные фотографии и видео. Мало ли что!
  3. Испорченное настроение. Все мы люди: ну неприятно же, когда о тебе пишут гадости! И тем не менее злиться, удалять сомнительные отзывы или, того хуже, наносить ответный удар мы вам не советуем. Всем нравится читать разборки между компаниями, вынесенные в информационное пространство. Некоторые даже пиарятся на этом, ловя свой хайп. Но те, кто умудряется не отвечать или улаживать конфликт миром – безусловно, достойны уважения.

Как реагировать на справедливую критику?

#1. Самый простой способ выяснить, что имел ввиду суровый или язвительный критик — спросить его об этом. Смело задавайте вопросы! Что именно тебе не нравится? Почему ты думаешь, что мне не стоит это делать? То, что я сказал, тебя обидело? Почему ты так говоришь? Таким образом вы будете иметь лучшее представление о жалобах и причинах недовольства другого.

#2. Отбросьте все эмоции и подумайте — есть ли хоть какая-то доля правды в критике в ваш адрес? Может это вполне конструктивные замечания? Трудно согласиться с тем, что ты делаешь что-то неправильно или твой образ жизни — не самый подходящий… Но это важный шаг для преодоления ситуации. Почувствуйте разницу: слова были сказаны только для того, чтобы вас ранить? Или из них можно извлечь какую-то пользу? Возможно, вы действительно одеты или ведете себя неподобающе ситуации или статусу, и своим замечанием другой человек сделал большое одолжение, и вы получили возможность стать лучше.

#3. Учитесь принимать мнение другого человека, даже если не разделяете его. Пусть вы и не измените ваше поведение, потому что не согласны с критикой, но по крайней мере признайте, что существует иное, допустимое мнение, и избегайте нападок.

#4. Если вы понимаете, что в замечаниях есть доля истины, и критика заслушивает внимание — работайте над собой. Например: «Ты права, я регулярно сильно опаздываю, похоже, что пора завести два будильника, чтобы не проспать».

Давайте рассмотрим сначала самый простой случай. Да, вы не ошиблись – самые обидные и несправедливые слова оказываются на деле самыми легкими в отработке. Если вы поняли, что собеседнику нечем крыть, он просто троллит вас, хочет позлить – улыбнитесь и идите заниматься своими делами.

качеству, цене, доставке, обслуживанию. Если пожаловался на плохое обслуживание – спросите, какой именно сотрудник с ним работал и в чем именно нагрубил. 50 на 50, что критик сольется: весь его выброс был неконструктивен, он писал на эмоциях. Если нет – что ж, вам и карты в руки: немедленно исправляйте ситуацию.

Если вы действительно ошиблись, накосячили – пора отвечать за свои поступки. Конечно, хочется, чтобы ситуация не выходила на всеобщее обозрение, но если вам написали негативный отзыв на сайте или в соцсетях – делать нечего, придется отвечать публично.

1. Встаньте на сторону автора жалобы. Возьмите и представьте себя на его месте. Вам оказали некачественную услугу, прислали вместо одной книги другую, взяли больше денег, чем обещали сначала? Неприятно же, ну! Так почему же ваш клиент не может высказать свою обиду – причем совершенно справедливую!

2. Выслушайте человека. Критикуют не только тролли и недовольные – иногда людям не нравится воплощение, дизайн сайта, описание в карточке товара. Возьмем, например, сайт интернет-магазина. Вам кажется, что он сделан по всем современным стандартам – но посетителям кажется неудобным меню, некрасивым дизайн.

3. Извинитесь и поблагодарите! Есть классная книга “Жалоба как подарок”, где рассказывается идеальный алгоритм ответа на критику: сначала поблагодарить, потом извиниться, пообещать принять меры для покарания виновных, исправить ошибку и отчитаться перед недовольным клиентом. И, конечно, сделать выводы на будущее!

Как грамотно реагировать на критику

4. Отвечайте с душой. Шаблонные ответы как под копирку – это не айс. У клиента может создасться впечатление, что с ним говорит бот, а не человек. Отвечайте всегда сами или поручите это делать менеджеру по продажам (или другому сотруднику). Найдите для каждого жалобщика добрые слова, отнеситесь к нему по-человечески – и сердца ваших критиков смягчатся.

5. Принимайте конкретные меры. “Спасибо за отзыв, мы учтем” – это слишком размыто. ”Мы сделаем все возможное, чтобы исправить ситуацию” – тоже. “Обещаем, этого больше не повторится” – уже лучше, но все же не то. Это, по сути, ни о чем: автор отзыва ждет явно не этого. А чего же ему нужно?

Если покупатель действительно недоволен, он жаждет крови. Увы, это так. Ему будет приятно узнать, что нахамившего сотрудника уволили, а транспортную компанию вообще закрыли навсегда из-за задержки заказа в 2 дня. Если речь идет о некачественном товаре или услуге – он хочет вернуть деньги и получить другую вещь (а то и скидку за моральный ущерб).

6. Умаслите клиента.Подарите ему скидку, подарочный сертификат, бесплатную доставку – любые плюшки, чтобы загладить свою вину. Не переживайте, много вы от этого не потеряете, а вот приобретете больше – лояльность и доброжелательность человека. Вполне возможно, он расскажет о вас своим друзьям и близким.

7. Следите за ходом развития событий. Если вы лично отвечаете за свою ошибку – спрашивайте с себя. Если делегировали полномочия сотруднику – убедитесь, что вопрос закрыт. В любом случае держите руку на пульсе: нет ничего хуже, чем пообещать клиенту решить проблему и благополучно забыть об этом. Высший пилотаж – спустя некоторое время написать клиенту и поинтересоваться, решилась ли его проблема и доволен ли он теперь. Так делают по-настоящему клиентоориентированные компании.

Общие правила

  1. Выдохните. Ну серьезно: никогда не говорите и не пишите сгоряча, иначе можно наломать дров. Понятно, что первая реакция на несправедливую критику – гнев, обида и злость. Вам хочется поспорить с собеседником, возможно, выплеснуть негатив в ответ. Это абсолютно нормально. Беда в том, что под воздействием эмоций можно наговорить лишнего и усугубить ситуацию. Итак, выдохните. Сосчитайте до 10. Уйдите в другую комнату, выйдите из-за компьютера, отложите в сторону телефон, как ядовитую змею. Когда немного успокоитесь – еще раз вспомните то, что вам сказали, и обдумайте как следует. На холодную голову вы увидите, что критика во многом справедлива. Если нет – придумаете, как можно достойно ответить, а не рубить сплеча.
  2. Расслабьтесь. И напомните себе: идеальных людей не существует. Чем вы успешнее – тем больше критики вам придется услышать в свой адрес, тем больше найдется недоброжелателей среди конкурентов и недовольных среди покупателей. Это чистая математика: критиканов из 1000 человек будет больше, чем из 10. Но собака лает – а караван идет. Вот и идите.
  3. Признавайте ошибки, если они действительно есть. Печальный опыт – тоже опыт. Только через ошибки мы становимся лучше – если, конечно, делаем правильные выводы и не повторяем прежних промахов. И вообще, кто не ошибается, тот ничего не делает! Если почитать биографии успешных бизнесменов, кроме побед, найдутся и поражения. И уж конечно, будут и недовольные, и пышущие ядом – куда же без них.

Деконструктивная критика

Стоит признать, очень часто критика звучит некорректно, а рассерженный «обвинитель» прибегает к унижениям, оскорблениям и использует слова, которые преувеличивают и искажают реальность. В этих случаях можно признать долю истины, но не согласиться с раздутыми фактами. Например: «Ты забыла забрать пакет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
MinProduct.ru