Развитый эмоциональный интеллект

Признаки низкого эмоционального интеллекта

Уровень эмоционального интеллекта называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ.

Человек с низким уровнем EQ:

  • не способен к сочувствию, сопереживанию другому человеку. Его не трогает ни чужая печаль, ни чужая радость. Принять чужую помощь и поддержку такой человек тоже не может, ему непонятны мотивы людей;
  • близкие отношения по типу любви, дружбы такому человеку недоступны, поскольку дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки. Даже если такой человек и создает семью, теплой атмосферы любви и внимания там не будет;
  • не умеет контролировать свои эмоции. Часто такой человек демонстрирует то безудержную радость, то неконтролируемую ярость, то затяжную печаль. Он не всегда понимает, что с ним происходит и как помочь себе в таких ситуациях. В эмоционально напряженных ситуациях такие люди тоже теряются.
  • не понимает, что его собственные неконтролируемые эмоции могут привести к плачевным последствиям; в любой неприятной ситуации винит других людей, но не себя.
  • не умеет говорить о чувствах, не может ответить на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?», не прислушивается к собственным ощущениям.

Определить наверняка уровень EQ и необходимость его развития можно с помощью специальных тестов. Однако есть несколько признаков, позволяющих заподозрить низкий уровень эмоционального интеллекта:

  • неуверенность в себе, сомнение в правильности действий;
  • излишняя самокритика;
  • проблемы и трудности в общении, неспособность найти общий язык с людьми;
  • скромное и непредвзятое отношение к окружающим людям.

Существует ряд признаков, по которым можно предположить у человека низкий EQ:

  • неуверенность в собственных силах;
  • нерешительность;
  • закомплексованность;
  • замкнутость;
  • трудности в общении с другими людьми;
  • зависть;
  • склонность к осуждению и критике;
  • негативное мышление.

Чтобы более точно определить свой EQ, лучше всего пройти тесты. Их много представлено в сети. Выбирать следует качественные тесты, с достаточно большим количеством заданий и развернутой трактовкой результата. А пока предлагаю пройти небольшой тест, предложенный в следующем видео.

Развитый эмоциональный интеллект

Если вдруг вы получили не очень высокий результат, не торопитесь расстраиваться, эмоциональный интеллект можно развить. А как это сделать, я расскажу дальше.

Компоненты эмоционального интеллекта

Кроме общих рекомендаций по развитию EQ познакомьтесь с практическими упражнениями для развития отдельных навыков. Возможно, вам не хватает умений только в одном из них.

Осознанность

Заткните уши и максимально напрягите зрительный анализатор. Внимательно рассмотрите все, что вас окружает. Постепенно картина должна стать ярче, а вы заметите новые детали в привычной для вас обстановке.

Затем закройте глаза и напрягите слух. В обычных условиях мы воспринимает звуки на расстоянии максимум 1,5 метра от нас. Сконцентрируйтесь, вы должны услышать большее.

Третьим этапом закройте глаза и уши, чувствуйте. Вы должны осознать свое тело и его взаимодействие с внешним миром. Возможно, вы ощутите ветерок или покачивание.

Достаточно проводить методику раз в неделю, чтобы научиться лучше распознавать интонации и кратковременную мимику. Вы сможете точнее определять истинные и скрытые мотивы собеседника, посылы в вашу сторону, а также свои реакции на это. Кроме того, станете лучше понимать, как тело реагирует на те или иные эмоции.

Запишите на карточках названия эмоций. Вытаскивайте карточки по одной и изображайте те эмоции, которые на них записаны. Упражнение можно проводить в виде игры в компании.

Самооценка

Определите свою «позу силы». Что это такое? Поза, повышающая уровень дофамина – гормона радости, удовольствия, активности, эйфории. К наиболее популярным позам силы относится: прямая вытянутая осанка, вздернутый вверх нос и подбородок, поднятые вверх руки. Вставать в такие позиции на людях  не стоит – не так поймут.

Мотивация

Выпишите 10 ваших любимых занятий. Теперь каждое из них назовите одним глаголом, максимально точно передающим содержание. Один глагол – один месяц. Теперь 10 дней в каждом месяце вам нужно прожить под девизом конкретного глагола.

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта. Я хочу рассказать вам об одной из самых популярных, предложенной ученым-журналистом Даниэлом Гоулманом.

Она называется смешанной и состоит из 4 элементов.

  1. Самосознание. Оно отвечает за способность четко определять собственные эмоции, ценности, жизненные цели, познавать свои сильные и слабые стороны, мотивацию. Это непрекращающийся процесс, ведь человек меняется в течение жизни, пересматривает свои ценности и цели.
  2. Самоконтроль. Он учит нас сдерживать эмоции, управлять ими, не поддаваться импульсам. Важность саморегуляции состоит в том, что человек знает, как правильно реагировать в той или иной ситуации, чтобы ни у него, ни у других людей не возникло негатива. Контроль над собственными эмоциями помогает сохранять эмоциональное равновесие. Сюда же относится и мотивация. Она наделяет человека энергией для достижения поставленной цели. Благодаря мотивации человек стремится достичь желаемого.
  3. Социальная чуткость. В основе этого элемента лежит эмпатия. Это способность понимать эмоции других людей, уметь сострадать, сочувствовать, сопереживать другим людям, принимать во внимание их чувства во время принятия решений.
  4. Управление отношениями. Этот элемент подразумевает навык выстраивания отношений с людьми, разрешения конфликтных ситуаций, умение вдохновлять людей, вести их за собой, влиять на них. Но не стоит путать это с манипуляцией ради достижения корыстных целей. Чтобы выстроить успешные и продуктивные отношения с людьми, важно учитывать их интересы и потребности, прислушиваться к окружающим.

Внимательно посмотрите на каждый элемент из списка и постарайтесь определить, что конкретно вам надо исправить в себе в первую очередь. Начинайте усиленно развивать себя в этом направлении, не забывая и про остальные составляющие эмоционального интеллекта. А я приготовила для вас упражнения, которые помогут усилить каждый компонент.

Эмоциональный интеллект (англ. – emotional intelligence) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание человеком собственных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Ученые заинтересовались им относительно недавно. Первая работа, посвященная его изучению, появилась в 1990 году. Ее авторы – Питер Сэловей и Джон Майер – выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
  2. Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
  3. Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
  4. Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.

Иными словами, теория развития эмоционального интеллекта состоит в прохождении ребенком пути от понимания эмоций к управлению ими.

Специфика современного образовательного процесса требует от сегодняшнего школьника повышенной внимательности, быстрого реагирования на изменяющиеся условия, развитых коммуникативных навыков, подавления сиюминутных желаний для достижения поставленных задач.

Школьники с высоким и средним уровнем развития чувственной сферы адаптированы к условиям школьной жизни, легче устанавливают и поддерживают контакты с учителями и одноклассниками, успешны в процессе обучения.

Развитый эмоциональный интеллект

Дети с низким и очень низким уровнем развития эмоционального интеллекта испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, часто конфликтуют с ними или оказываются изолированы от коллектива. Они зачастую не справляются с эмоциональным состояниям в стрессовых и критических ситуациях. Успеваемость этих детей удовлетворительная.

Переживаете за безопасность и успеваемость своего ребёнка?

Установите приложение «Где Мои Дети», чтобы всегда знать, где он находися, и что его окружает

Однозначно, нужно. Чтобы определить, на каком уровне развития находится сфера эмоций и чувств вашего ребенка, необходимо знать признаки и критерии низкого эмоционального интеллекта, а также методы его диагностики.

Основные принципы развития эмоционального интеллекта

Прежде чем приступать к выполнению упражнений, которые помогут накачать эмоциональный интеллект, словно бицепс, cледует запомнить следующие важные принципы, без которых тренировка не будет результативной.

  1. Ориентируйтесь на правильные ценности. Высокий эмоциональный интеллект теряет свой смысл, если он не ориентирован на правильные ценности. Многие мошенники, гадалки, экстрасенсы обладают очень высоким EQ, но при этом они бессовестно обманывают людей, которые пришли к ним за помощью, и вытягивают из них последние деньги. Ориентируйтесь на честность, сострадание, уважение к окружающим. Правильный выбор приоритетов – это одно из главных качеств эмоционально развитого человека.
  2. Осознайте собственные эмоции. Нельзя игнорировать испытываемые чувства и возникающие эмоции. Они влияют на ваше поведение и образ мыслей. Надо почаще задавать вопросы: что я чувствую, какие эмоции я испытываю утром или перед сном, почему у меня возникла та или иная эмоция в конкретной ситуации.
  3. Обращайте внимание на сигналы тела. Наше тело очень тесно связано с разумом. Оно реагирует на разные эмоции. Например, когда мы испытываем радость, то сердцебиение учащается, повышается энергичность, а в состоянии стресса мы начинаем чаще дышать, как будто сдавило грудь.
  4. Проследите связь между эмоциями и поведением. Когда мы испытываем сильные эмоции, мы ведем себя практически всегда одинаково. Например, голос человека, испытывающего гнев, становится более громким и раздраженным, руки непроизвольно сжимаются в кулаки. А чувство сильной усталости и разбитости заставляет плакать или терять контроль над собственными действиями. Когда вы изучите свою реакцию на различные эмоции, то сможете изменить модель поведения. Способность контролировать свое поведение – это важный навык, который помогает осознать самого себя и окружающий мир.
  5. Не делите эмоции на “хорошие” и “плохие”. Каждая эмоция имеет право на существование. Не надо себя осуждать за то, что вы испытываете негативную эмоцию. Лучше научитесь правильно на нее реагировать. Например, испытывая чувство гнева, вы можете направить его мощь на то, чтобы причинить вред и боль другим людям. Тогда эта эмоция однозначно будет разрушительной. Либо под влиянием гнева вы начнете защищать невиновных и несправедливо обиженных. Даже такая чудесная эмоция, как радость, может быть отрицательной, если причиной ее возникновения стала причиненная другому человеку боль.
  6. Развивайте способность понимать чувства других людей. Умение распознавать эмоции и переживания другого человека, разделять их, называется эмпатией. Прислушивайтесь к окружающим, наблюдайте за ними, чтобы лучше понять их настроение, мотивы. Почаще ставьте себя на место другого человека и представляйте, как бы вы отреагировали и что бы чувствовали в его ситуации.

Диагностика EQ

В настоящее время существуют 3 группы методик для измерения уровня EQ у подростков и взрослых:

  • методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;
  • методики, где человек оценивает себя сам;
  • методики, где проводится самооценка и оценка уровня эмоционального интеллекта членами семьи испытуемого, его коллегами, друзьями.

Для диагностики уровня эмоционального интеллекта дошкольников и школьников используются проективные рисуночные тесты по типу «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», а также опросники разного уровня сложности.

Если для вас представляет сложность самому диагностировать эмоциональный интеллект ребенка, обратитесь к психологу детского сада или школы.

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект? С рождения. С самого первого дня жизни ребенка. Расскажем подробнее, как происходит развитие эмоций и чувств ребенка на каждом этапе взросления.

Как только ребёнок появляется на свет, начинается развитие его эмоционального интеллекта. Он видит улыбки родных и близких, чувствует их прикосновения, учится принимать и распознавать эмоции счастья, любви, заботы.

На третьей неделе жизни у младенца появляется комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая выражается сначала в зрительном сосредоточении на лице мамы и папы, затем появляется улыбка, двигательное оживление и гуление.

Знакомство ребёнка с эмоциями страха, грусти, боли происходит, когда начинаются колики, режутся зубки или мама долго не подходит к нему.

В дошкольном возрасте продолжается развитие эмоционального интеллекта. Ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.

Главное в этом возрасте для ребёнка – полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто Вы слышали от своих мам и пап, а, может, и сами нередко говорили своему ребёнку: «Не плачь!», «Расстроился из-за ерунды», «Распустил нюни», «Не дерись, ты же девочка».

Психологи предупреждают, что сдерживание сильных эмоций в дошкольном возрасте может привести к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.

При поступлении в детский сад ребёнок приобретает первые навыки социального взаимодействия, учится заводить друзей, общаться со сверстниками и взрослыми.

В школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие эмоционального интеллекта ребёнка. Он приобретает умение признавать и принимать собственные чувства и эмоции, учится контролировать их. Ребёнок начинает понимать чувства других людей, находить с ними общий язык, представлять себя на месте другого человека, сопереживать ему.

Главными источниками познания мира чувств и эмоций для ребёнка являются семья и школа. В школе ребёнок принимает участие в жизни класса, взаимодействует с одноклассниками и учителями.

Ребёнок может столкнуться с ситуациями травли, неприятия одноклассниками, предвзятым отношением учителей. Трудные ситуации играют особую роль в жизни ребёнка, давая ему возможность испытывать свои способности, что в одних случаях принесёт радость и гордость за собственные достижения, а в других – послужит причиной для гнева и разочарований. Здесь эмоциональный интеллект становится своеобразным регулятором жизни, закрепляет нужную эмоциональную информацию и отсеивает ненужную.

Этот возраст характеризуется «бурей» эмоций и чувств, с которой подросток не всегда может совладать. Юноша или девушка начинают осознавать собственную исключительность и неповторимость, вместе с тем противопоставляя себя окружающим, что нередко приводит к конфликтам как со сверстниками, так и со взрослыми.

Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит. Эмоциональные проявления в подростковом возрасте нестабильны: от бурной радости к неконтролируемым вспышкам агрессии.

Поэтому родителям важно в этот непростой для всех период взросления ребёнка стать для него не строгим диктатором, требующим беспрекословного подчинения и соблюдения всех норм и правил, а понимающим и сопереживающим другом. Мамы и папы не должны отвергать или обесценивать сложные и порой противоречивые эмоции, мысли и поступки своего ребёнка.

Психологи рекомендуют использовать игры и упражнения для обогащения чувственной сферы и развития эмоционального интеллекта детей разных возрастов. Все они могут быть использованы родителями для того, чтобы помочь своему ребёнку понять себя и других людей.

Изготовьте картинки с рожицами с эмоциями радости, грусти, гнева, испуга, удивления, спокойствия и др. Можете использовать их отдельно или сделать так называемый «Кубик настроений». Ребёнку задается вопрос «Какое у тебя сегодня настроение?», и он выбирает соответствующую картинку. Впоследствии можно усложнить игру описанием определённых ситуаций, например: «Катя поссорилась со своей лучшей подружкой Машей. Как ты думаешь, что она почувствовала? Какое у неё сейчас настроение?»

Ребёнок с помощью мимики, жестов и позы передаёт ту или иную эмоцию – мама с папой угадывают и наоборот. Можно устроить соревнование на самое лучшее изображение эмоции.

Развитый эмоциональный интеллект

Просмотр мультфильмов, фильмов, чтение литературы с последующим обсуждением чувств героев.

Ребёнок вместе с мамой и папой по очереди рассказывают, в каких ситуациях они радуются, боятся, огорчаются, удивляются и т.д.

В ситуациях, когда ребёнок злится или сильно огорчен, помогут «мешочек гнева» или «подушка злости», которые можно бить, кидать или топтать. Так ребёнок избавляется от накопившихся у него сильных эмоций без причинения вреда окружающим.

Осознанность

Поскольку эмоциональный интеллект состоит из набора компонентов, то тренировать необходимо каждый из них, а именно:

  • осознанность;
  • самоконтроль;
  • эмпатия;
  • социальные навыки.

Самопознание требует ответственного и осознанного отношения к себе, к своим чувствам, к тому, что мы делаем. Большинство людей очень мало внимания уделяет самому себе, предпочитая проводить время за просмотром телевизора или роликов на ютубе, переписываясь в мессенджерах, листая ленту в инстаграме, играя в компьютерные игры. Это все – отвлекающие факторы. От них нужно избавиться, чтобы повысить свое самопознание. Итак, сделайте следующее:

  • ограничьте время, которое вы проводите в интернете;
  • ежедневно выделяйте хотя бы 10 минут в день, чтобы прислушаться к себе и осознавать, что именно вы чувствуете в этот момент;
  • для тех, кто готов на радикальные меры, я советую удалить соцсети хотя бы на неделю.

Возможно, вы поймете, что зависимость от гаджетов – лишь способ избежать неприятных эмоций и подавить тревожные чувства. Когда вы оградите себя от всех отвлекающих факторов, реальные эмоции могут вас напугать. Среди них вполне могут быть депрессия, злоба, тоска, печаль, уныние, подавленность. Захочется снова спрятать их поглубже и придавить смартфоном.

Счастливая жизнь

Не надо бояться и осуждать себя за негативные эмоции. Осознайте их, постарайтесь найти причину, по которой они появились. Как только вы примите отрицательные эмоции, вы увидите свои слабые стороны. Я, например, очень сильно обижаюсь, когда надо мной подшучивают, и начинаю в ответ дерзить. Я осознала эту мою слабость и теперь могу правильно реагировать в подобных ситуациях.

Вот еще несколько упражнений для развития осознанности.

  1. Плотно закройте уши, чтобы ничего не слышать. Внимательно разглядывайте все вокруг, постарайтесь заметить каждую деталь. Вы заметите то, на что раньше даже внимания не обращали.
  2. Теперь закройте глаза, сосредоточьтесь на звуках. В обычных условиях мы концентрируемся на звуках в радиусе 1,5 метров вокруг. С закрытыми глазами вы начнете отмечать звуки природы, города, будете прислушиваться к тому, что происходит вдалеке.
  3. Начните вести дневник эмоций. У всех людей свой жизненный опыт, отсюда и реагируют люди на одно и то же событие по-разному. В дневнике описывайте возникшую ситуацию, какие эмоции вы испытали и как отреагировали. Проанализируйте запись и подумайте, какая реакция в данном случае была бы оптимальной. Запишите ее. При возникновении повторной ситуации вы уже будете знать, как лучше всего реагировать.

Контролировать эмоции вовсе не означает их подавлять. Чем сильнее человек заглушает и сдерживает свои эмоции, тем более непредсказуемым будет результат. Накопившиеся чувства способны вырваться наружу и спровоцировать неврозы, другие болезни, а также синдром эмоционального выгорания.

Теперь, когда вы уже научились осознавать свои эмоции, пора научиться ими управлять. Для этого пригодятся следующие техники.

  1. Размеренное дыхание. Когда почувствуете, что внутри вас начинается эмоциональная буря, сделайте 10 глубоких вдохов и еще более медленных выдохов. Это помогает успокоиться и привести мысли в порядок.
  2. Физическая активность. Как говорится, в любой непонятной ситуации – иди на прогулку. Или в спортзал, или на пробежку в парк, или займись йогой, или сделай дома уборку. Главное – не сидеть на месте. Спорт помогает справиться с негативными эмоциями.
  3. Вербализация. Опишите вслух свое состояние. Например, “мне страшно, тяжело дышать, сердце сильно стучит”. Чем подробнее вы сможете описать то, что чувствуете, тем быстрее это состояние уйдет.
  4. Медитация. Это отличная практика, которая помогает погрузиться в свой внутренний мир, изучить свое состояние, достичь гармонии с собой и окружающим миром. Она очень эффективна при регулярных занятиях.

Развитие эмпатии

Чтобы стать социально чутким, надо просто наблюдать за людьми и стремиться понять, что они чувствуют, какие эмоции переживают, почему они поступают именно так, что ими движет.

Специальных упражнений для выработки у себя эмпатии нет. Здесь все зависит от вашей наблюдательности и желания понять другого человека. В сложных ситуациях всегда интересуйтесь у собеседника, что он чувствует. Люди любят рассказывать о себе. Ваша наблюдательность и внимательность к людям – это то, что помогает развитию и проявлению чуткости и эмпатии.

Могу посоветовать потренироваться на карточках эмоций. Найдите в интернете фотографии людей, изображающих различные эмоции, и попробуйте их определить.

Управление отношениями вовсе не подразумевает под собой манипуляцию людьми из своих корыстных побуждений. Это умение грамотно разрешать конфликты, успокаивать человека, если ему грустно или он очень зол, вдохновлять людей, заряжать их своей энергией и вести за собой. Все это в совокупности называется эмоциональным лидерством, то есть способностью управлять людьми на основе эмоционального интеллекта.

Заключение

Гармоничная личность обладает высокими показателями и IQ, и EQ

Вот вы и познакомились с понятием эмоционального интеллекта, узнали, как можно развить его у взрослых людей. Он, несомненно, важен в таком деле, как достижение успеха в карьере и отношениях.

В отличие от IQ, который практически невозможно поднять, EQ вполне может подрасти. Для этого придется самому немало потрудиться. Нелишним будет и чтение дополнительной литературы по теме, и посещение специальных тренингов по развитию эмоционального интеллекта, на которых вам помогут начать движение в правильном направлении.

А вы уже определили свой уровень эмоционального интеллекта? Делитесь результатами в комментариях!

Практические советы родителям

Родителям важно понимать, что не бывает хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция, испытываемая ребёнком, важна и нужна для полноценного и гармоничного его взаимодействия с окружающим миром. Через понимание и «проживание» своего и чужого эмоционального состояния ребёнок должен прийти к управлению, созиданию и изменению мира вокруг себя в лучшую для него сторону. Именно это и станет залогом его счастливого будущего.

На этом этапе ребёнок знакомится со всем многообразием эмоционального мира, узнаёт название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину её появления.

Родителям на этом этапе рекомендуется:

  • рассказывать ребёнку о чувствах и эмоциях посредством наглядного материала: картинок, пособий, детской литературы с иллюстрациями;
  • читать сказки и смотреть вместе мультфильмы с насыщенным эмоциональным содержанием;
  • озвучивать свои чувства и чувства ребёнка в различных ситуациях: «Я сейчас очень зла из-за того, что ты разбил чашку», «Вижу, что ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая машинка», «Бабушка рада, что ты ей подарил такой замечательный рисунок»;
  • спрашивать ребёнка каждый день: «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?».

Ребёнок узнает, что эмоции и чувства есть не только у него, но и у других людей, учится определять, что испытывает другой человек по его мимике, позе, поведению, учится поддерживать и сопереживать.

Родителям будет полезно:

  • не «лепить» из себя идеального, счастливого и довольного жизнью 24 часа в сутки. Ребёнок должен видеть вас настоящими: иногда расстроенными, иногда уставшими, а иногда и разозлёнными. Только тогда он научится понимать чувства других людей и изменять своё поведение в соответствии с ними: «Папа сегодня расстроен, у него неприятности на работе, давай мы с тобой не будем сегодня играть в шумные игры, а посмотрим мультфильм в твоей комнате»;
  • обсуждать поведение героев сказок и мультфильмов: «Как ты думаешь, что почувствовала Василиса Премудрая, когда Иван-царевич сжёг лягушачью кожу без спроса?», «Как ты считаешь, какое настроение было у Колобка, когда он укатился от бабушки и дедушки?»;
  • развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия. Не забывайте, что мама и папа для своих детей являются образцом для подражания. Если в Вашей семье нет доверительных отношений, атмосферы любви, принятия и поддержки, для ребёнка все эти чувства так и останутся недоступными.

Как только ребёнок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

Родителям необходимо:

  • научить ребёнка приемлемым способам избавления от злости и гнева: побить подушку, разорвать бумагу, потопать ногами;
  • научить прислушиваться к телесным ощущениям;
  • подобрать вместе с ребёнком способы поднятия настроения: пойти погулять на свежем воздухе, посмотреть мультфильм, послушать весёлую музыку.

Чтобы стать счастливым и успешным человеком в будущем, ребёнку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, вовремя оказать помощь и поддержку, разрешать конфликты, уметь работать в команде. Этого можно достигнуть, только хорошо ориентируясь в собственных чувствах и чувствах других людей. И – как верхушка пирамиды – использовать свой эмоциональный ресурс для достижения поставленных целей, личностного роста и самореализации.

Родителям важно:

  • развивать у ребёнка коммуникативные навыки посредством совместных игр со взрослыми и сверстниками, просмотра мультфильмов и фильмов, чтения литературы на тему дружбы и друзей;
  • развивать адекватную самооценку, самостоятельность, уверенность в собственных силах. Ребёнок должен осознавать ответственность за каждый сделанный им поступок и быть готовым к последствиям.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
MinProduct.ru