Лечение музыкой на все случаи жизни

История развития

О целительных свойствах мелодичного звучания знал ещё Пифагор. Древнегреческий учёный широко использовал для терапии и коррекции разных проявлений лиру и флейту. Со своими соратниками философ практиковал групповые сеансы музыкальной терапии, а также при необходимости проводил «настройку», «прикосновение» и «музыкальное сочетание».

Ветхий Завет содержит свидетельства о том, что занемогшего Царя Давида удалось вылечить игрой на арфе. Древнеегипетские жрецы применяли мелодии при лечении бесплодных людей, а хоровым пением избавляли от бессонницы.

Традиционное шаманское горловое пение – это сакральный метод глубинной психотерапии. Практика очищает сознание, настраивает на положительное мышление, гармонизирует работу всех систем и органов тела.

Российские медики и учёные также интересовались музыкотерапией: на стыке 19-20 веков В.М. Бехтерев и И.М. Сеченов писали о благотворном воздействии мелодий на функционирование центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения. Московский музыкальный терапевт Валентин Петрушин (действующий Президент Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов) разработал собственную методику музыкально-рациональной психотерапии, объединив опыт древних и современные представления. Профессор придумал новый жанр – лекцию-концерт: в ходе интерактивного мероприятия посетители слушают музыку, медитируют и танцуют.

Что такое музыкотерапия?

Музыкотерапия – это «лечение музыкой» . В качестве исцеляющего интегративного метода используется в психологии и психотерапии, а также – в педагогических и воспитательных программах. Это один из ведущих методов Арт-терапии. Гармоничное и универсальное влияние мелодий применяется при налаживании процесса личностного развития. Музыка избавляет от стресса, возбуждает творческие способности и даже облегчает физическое состояние.

Взаимодействие человека и музыки возможно благодаря одинаковой (волновой) природе субъекта и объекта. Человек «резонирует» со звучанием внешней среды, и от того, каким будет этот звук, зависит состояние – как тела, так и души. У каждого человеческого органа имеется собственный ритм и частота вибраций.

muzikalnaya-terapiya

Пение под музыку в группе

Благоприятное (как и разрушительное) влияние музыки – это следствие реакции организма на внешний раздражающий фактор (в данном случае – звук или мелодию). Центральная нервная система и мышечный каркас тела реагируют на ритм, появляется физиологический ответ.

Учёным и целителям известны методы работы с отдельными органами и системами – с помощью грамотно подобранного музыкального «лекарства» целевой орган получает нужные вибрации и приходит в гармоничное состояние, а это путь к выздоровлению на уровне физики. Отмечается также лечебный эффект от конкретных музыкальных инструментов: например, самая крупная стационарная установка – орган – оказывает системное воздействие на организм, повышая вибрации человека.

Лечение музыкой на все случаи жизни

Печень хорошо отзывается на звучание кларнета, а саксофон поможет при заболеваниях мочеполовой системы. Струнные инструменты буквально затрагивают «струны души» — и это не красивая аллегория: скрипкой лечат заболевания сердечно-сосудистой системы.

Рецептивная

Основное отличие такой формы музыкального лечения – пассивный (принимающий) характер. Пациенту ничего не нужно предпринимать в ходе терапии, просто слушать предложенные мелодии или звуки. Психотерапевт, применяющий метод арт-терапии, подкрепляет процесс лечения беседой с клиентом. Общение может проходить на фоне музыкального сопровождения.

Иногда разговор предваряет прослушивание, и пациент получает какое-либо дополнительное задание. Чаще всего предлагается погружение в собственные переживания и ощущения. После сеанса музыкотерапии арт-терапевт предлагает обсудить впечатления от музыки, увиденные визуальные образы, возникшие чувства и эмоции.

Рецептивная музыкотерапия бывает:

  • коммуникативной (при совместном прослушивании);
  • реактивной (очищающей);
  • регулятивной (расслабляющей и гармонизирующей).

По количеству слушателей методика классифицируется как групповая и индивидуальная. Формат терапии может включать прослушивание записей и живого исполнения.

terapiya-muzikoy

Музыкотерапия для пожилых. Женщина слушает музыку

Иногда возникают сомнения в необходимости такого лечения. Казалось бы, зачем нужен «врач», если музыку можно слушать где угодно самостоятельно? Тонкость в том, что музыкальный терапевт знаком с психофизиологией, психологией, вибрационной теорией и многими другими дисциплинами. Во время сеанса специалист определяет проблему и подбирает музыку для терапии с учётом многих значимых факторов.

Активная

Это уже полноценное включение в процесс. Во время сеанса активной музыкотерапии человек самостоятельно творит свою мелодию: играет на каком-либо музыкальном инструменте или поёт. Процесс носит ярко-выраженную коррекционную направленность. Клиент музыкального терапевта воспроизводит заданное произведение или фантазирует. Приветствуется импровизация с использованием музыкальных инструментов или голоса.

Формат может быть также групповым (хоровое исполнение или пение) и индивидуальным (вокал, горловое пение, игра на инструментах).

Музыкальный арт-терапевт располагает набором простых музыкальных инструментов, которые используются при активных формах терапии: барабан, колокольчики, маракасы, цимбалы, дудочки. Во время сеанса музыкотерапии каждый из участников выбирает свой вариант и с помощью звуков выражает свою позицию в диалоге, состояние или отношение к ситуации.

При хоровом пении улучшается эмоциональное состояние участников, налаживаются взаимоотношения в коллективе, возникает сплочённость группы. Такой метод избавляет людей от комплексов и скованности. Ценность методики заключается в сочетании музыкальной составляющей с телесной ориентированностью (при пении работает гортань, шейная мускулатура, лёгкие, диафрагма) и коллективным духом. Как правило, терапевт поёт вместе с хором. Репертуар подбирается из жизнеутверждающих и оптимистичных произведений с глубоким смыслом.

Интеграционная

Комплексный арт-терапевтический инструмент, сочетающий музыкальное сопровождение с наглядно-образным восприятием. В этом случае под музыку совершаются дополнительные творческие действия: рисование, игра, пантомима, пластическая драма. Как вариант, пациенты «творят» после прослушивания произведения, выражая впечатление и состояние через поэзию, изобразительное искусство, писательство.

По форме может быть пассивной (рецептивной), когда пациент под музыку наблюдает определённый визуальный ряд (сменяющиеся картинки, слайды, видеозапись). Активный формат предполагает творчество под музыку или после прослушивания произведения.

С появлением современной техники и различных устройств слушать музыку можно в любое время и в любом месте. Пространство изобилует предложениями, при этом, как и в случае с книгами, не все произведения «одинаково полезны». Музыкальный фон можно и нужно сортировать, поскольку воздействие на психику и физиологию огромно, даже если человек того не осознаёт.

Когда лучше проводить сеансы? Заряжайтесь приятными и целебными мелодиями сразу после пробуждения, перед сном настраивайтесь с помощью расслабляющей нежной музыки на крепкий здоровый сон. Общее время прослушивания – 15-30 минут.

Можно ли чем-то заниматься во время музыкальной терапии? Если есть возможность, просто расслабьтесь, отпустите мысли и созерцайте прекрасное – посмотрите на пейзажи или полистайте альбом с любимыми фотографиями. Впрочем, можно сопровождать музыкой привычные бытовые дела: расстилание или застилание постели, уборку квартиры, полив растений.

При работе с детьми (особенно с нарушениями физического и психического развития) музыкальная терапия оказывает сильное благотворное воздействие и существенно корректирует состояние. Используется для профилактики и психологической коррекции личностного развития. Музыкой лечат психосоматические расстройства, психоэмоциональные отклонения, устраняют сложности в социально-адаптивных процессах. Это прекрасный инструмент творческой стимуляции, повышения уровня художественно-эстетических потребностей.

Во время сеанса музыкальный терапевт работает с состоянием ребёнка, добиваясь появления положительных чувств и эмоций: удовольствия, интереса, радости от процесса творчества и самовыражения. Особенно хороши в этих случаях активные формы терапии: вокал, хоровое пение и работа с музыкальными инструментами.

Самый плодотворный период для использования музыкотерапии: 5-7 лет. В этом возрасте ребёнок уже способен выразить словами своё состояние и потребности, что способствует диагностике и подбору корректирующих композиций. Используется в групповой и индивидуальной форме.

Детская рецептивная музыкотерапия призвана избавить ребёнка от внутреннего напряжения, вызвать положительные чувства и эмоции, отрегулировать вегетативные процессы. Обычно проводится индивидуально с детским психологом. Частый формат – «музыкальные картинки», «музыкальное моделирование», «живая музыка», «музыкальный сон».

Для работы с детьми арт-терапевты применяют классическую инструментальную музыку и звуки природы.

  • Расслабляющие мелодии: П. И. Чайковский «Баркаролла», «Сентиментальный вальс», «Осенняя песня», Ф. Шопен «Ноктюрн».
  • Коррекция подавленного состояния, угнетённости: Ф. Шуберт «Аве Мария», Л. Бетховен «К радости», Глюк «Мелодия».
  • Для непослушных и агрессивных: «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
  • Перед сном: негромкие плавные мелодии с отчётливым ритмом.
  • Музыка, вызывающая ощущение бодрости и радостное состояние: Д.Д. Шостакович «Праздничная увертюра», В. Монти «Чардаш», Ф. Лист «Финал венгерских рапсодий».

Музыкотерапия – это лечение, которое подразумевает прослушивание определенных композиций.

Происходит это в индивидуальном порядке или группой людей. Музыка может звучать фоном в комбинации с несколькими другими коррекционными приемами, увеличивающими эффективность воздействия. Метод применяют для устранения разных эмоциональных отклонений и при коррекции некоторых страхов. Замечено положительное влияние музыки при лечении некоторых серьезных болезней.

О терапии музыкой известно уже несколько столетий. Еще во времена Пифагора, Платона и Аристотеля упоминалось о целебном воздействии музыки. Авиценна – знаменитый врач, применял музыку в лечении заболеваний нервной системы. В современном мире первые серьезные упоминания об использовании музыкотерапии датируются XIX веком, когда французский врач Эскироль начал внедрять прослушивание музыки в психиатрических лечебницах.

Заболевания, в лечении которых зачастую используют психотерапию: неврастения, неврозы, бессонница, психозы и шизофрения. Замечены и положительные моменты при лечении болезней сердца, язвы, бронхита, проблем мочеполовой системы, гастрита. Это особенно полезная информация для пациентов, страдающих аллергией на необходимые лекарственные препараты.

Музыкотерапия как метод психокоррекции личности

Интеграционная

Музыкотерапия – хороший помощник при неврозах, регуляции реакций психовегетативного характера. Определенные композиции ведут к нормализации эмоционального фона, помогают сформировать новые навыки общения, способствуют социализации, формированию новых стратегий и жизненных ориентиров.

Эпилептикам нежелательно лечение музыкой. Музыкальные волны оказывают влияние на мозговую активность и при резонансе могут стать причиной припадка.

Терапия идеальна для лечения сниженного настроения, но борьба с серьезной депрессией должна сопровождаться медикаментозной поддержкой.

  • Экспериментальная. Занимается исследованием разных музыкальных воздействий на человека.
  • Клиническая. Применяется в профилактических и лечебных целях.
  • Интегративная. Проходит в сочетании с иными видами терапии, относящимся к искусству (танцы, рисование и так далее).
  • Тематическая. Имеет в своей основе сюжет и лекцию по определенной тематике (пример: творчество определенного музыканта).
  • Фоновая. Используется в качестве фона во время психотерапевтических мероприятий.
  • Активная. Человек сам создает мелодию, играя на инструментах, занимаясь пением или отбивая ритм.
  • Рецептивная. Человек пассивно слушает музыкальное произведение или его отдельные моменты.

У каждого вида и формы музыкотерапии имеются нюансы. Одни подходят для индивидуальных занятий, другие – для групповых. Программа подбирается психотерапевтом. Если пациент выберет то, что ему совсем не подходит, и его ожидания не будут оправданы, то состояние усугубится.

На сегодняшний день виды музыкотерапии делятся на две школы: шведскую и американскую.

Шведская школа музыкотерапии делает акцент на том, что музыка воздействует на физическом уровне и способна добраться даже до глубинных слоев личности. Терапия применяется для установления контакта, когда человек демонстрирует закрытость или нет возможности работать в системе диалогового общения. В этом случае можно работать с эмоциями, которые провоцирует музыка. Музыку делят на успокаивающую и активизирующую.

Американская школа фокусируется на изучении того, как влияет определенная композиция на человеческую психику. В итоге были разработаны каталоги произведений, оказывающие помощь при определенных расстройствах. В основе теоретической базы находится теория психоанализа. Основная цель музыки – раскрытие каналов для выхода накопившихся эмоций.

Принцип действия музыкальной терапии

Для музыкотерапии подходит атмосферная музыка, помогающая добиться полной релаксации и психологической разгрузки. Такая музыка рекомендована для людей, страдающих от хронической усталости или недавно перенесшим стресс, либо же тем, у кого весьма интенсивный образ жизни. В общем, речь идет о людях, нуждающихся «в передышке».

К терапевтической музыке относится классика Моцарта, записи со звуками природы, различные успокаивающие мелодии. Также стоит обратить внимание на труды Джеффри Томпсона, являющегося экспертом в области производства стимулирующих звукозаписей. Будучи выдающимся музыкантом и композитором, он сумел разработать способ применения модулированных звуковых импульсов для воздействия на состояние человека, а именно положительного влияния на тело и разум.

Первый альбом был представлен в 1986 году, получив название Isle of Sky. Для его создания понадобилось 5 лет научных трудов. Ныне его сборники активно используют американские психологи.

Что такое эффект Моцарта

Классическая музыка, написанная несколько столетий назад, не теряет своих исцеляющих свойств. Как известно, посещение концертов «живой» классической музыки – это не только признак хорошего вкуса и воспитания, но и мощная энергетическая подпитка. Подобную музыку создавали не простые люди, а великие Мастера, часто Посвящённые.

Благодаря научным изысканиям 90-х годов 20 века доказано: музыка Моцарта повышает интеллект и повышает активность мозга. Феномен назвали «эффектом Моцарта». Непостижимым образом прослушивание произведений великого композитора оказывает мощное влияние на функционирование всей коры головного мозга, что подтверждено лабораторными исследованиями с применением магнитного резонатора. Был сделан вывод, согласно которому целительный эффект достигается за счёт особой частоты смены ритма и звука (всё те же волновые характеристики).

Мозг и центральная нервная система работают на частотах со сменой ритма раз в 20-30 секунд. После того, как исследователи изучили частотные характеристики музыкальных сочинений 60 разных авторов, выяснилось, что Моцарту, как никому другому, удалось «уловить» соответствующие колебания и отразить частоты в своих произведениях. Целебное влияние усиливается высокочастотными звуками, которыми наполнены сочинения Моцарта.

Явление давно известно в медицинском мире. Эффектом Моцарта называют гармонизирующее действие музыки знаменитого композитора на мозговую деятельность, энергетику, физическое самочувствие.

Классическая музыка, несомненно, оказывает положительное влияние на человеческий организм. Нередко подобные композиции рекомендуют слушать беременным. Врачи утверждают, что это благотворно воздействует на будущего малыша, которому впоследствии будет легче раскрыть свои таланты. В конце ХХ столетия в научных кругах особенно часто поднималась тема удивительного воздействия музыки Моцарта на мозг человека.

https://www.youtube.com/watch?v=oR8VT1Z5nEs

Первые эксперименты на эту тему проводились на грызунах. Около двух месяцев крысы были вынуждены слушать одно и то же по 12 часов в день. Это была Соната до-мажор Моцарта. Прослушивание привело к активизации коры их головного мозга – они будто поумнели. Выяснилось, что после такой музыкотерапии грызуны начали пробегать лабиринт на 30 процентов быстрее, чем раньше. К тому же теперь они совершали ошибки на 27 процентов реже обычных крыс.

Если говорить о людях, то ученые приступили к исследованию активности мозга, используя магнитный резонанс. Согласно исследованиям, любая музыка оказывает воздействие на мозг человека. Она оказывает возбуждающий эффект на участок, являющийся слуховым центром. Могут возбуждаться участки мозга, отвечающие за эмоции.

Но лишь прослушивание музыки Моцарта способно стимулировать активацию всей коры. Почему так происходит?

На этот счет существуют любопытные научные теории. Сила воздействия музыкальных композиций на мозг получила доказательства в двух направлениях: частоте звука и частоте смены ритма.

Последнее имеет связь с тем, что наш мозг цикличен в своей деятельности. Проще говоря, у нервной системы имеется ритм примерно в 20-30 секунд. По мнению ученых, резонанс в коре мозга вызывают звуковые волны, колеблющиеся с той же частотой. Американские исследователи решили проанализировать частотные характеристики музыки нескольких десятков композиторов, чтобы определить, как часто в их композициях присутствуют волны длиной 20-30 секунд.

После сведения всех данных в одну таблицу стало очевидно, что авторы большинства современных поп-проектов оказались по этому показателю в самом низу. Моцарт тем временем пребывает на верхней позиции. Его композиции, обладающие неповторимыми нюансами, перетеканием музыкальных звуков и переливами, действительно обладают уникальными свойствами, идеально подходящими биоритмам человеческого мозга.

Музыкотерапия для детей

Структура детского мозга чувствительна к любым воздействиям. Вибрация и ритмика оказывает воздействие на физическом и эмоциональном уровне, внося гармонию во множество процессов, происходящих в организме.

Чувствительность ребенка дает возможность следить за очагами неправильной деятельности органов, эмоциональным состоянием. При неверном выборе композиций или их однотипности, может возникнуть нежелательный эффект.

Музыкотерапия применяется с самого раннего возраста. Особенно это полезно для детей, которые пострадали от нехватки кислорода. Особенности структуры их мозга не обеспечивают необходимую выработку ферментов, однако терапия музыкой способствует повышению активности их выработки. Это обстоятельство подтверждено множеством исследователей. Наблюдается улучшение в работе сердечно-сосудистой системы, а также дыхательной. Ребенок становится более спокойным, лучше засыпает.

Ранее предполагалось, что воздействие имеет ритм, а не мелодия, однако потом эти теории опровергли – ритмичные звуки угнетающе действовали на клеточную деятельность, затормаживая развитие. Важно это учесть, выбирая музыкальные композиции для младенца. Предпочтительней выбирать классические произведения, но следите за индивидуальными реакциями малыша.

Древнейший вид музыкотерапии – колыбельные. Много столетий назад было замечено благотворное влияние определенных песен на младенцев. Колыбельные объединили в себя сразу несколько факторов развития: интуитивная коррекция мелодии, контакт с матерью. Наличие слов в убаюкивающих композициях оказывает гармонизирующее влияние – они полезней бессловесных мелодий. Колыбельные – отражения культуры, в которой ребенок был рожден, и это на бессознательном уровне оказывает на него успокаивающий эффект.

Терапия применяется в детских коллективах не только, как корректирующий нарушения метод, но и как средство развития. Мелодии положительно влияют на интеллект и творческое воображение, внутреннее формирование эстетического.

Если в семье ребенка принято слушать хорошую музыку, то ему удается лучше социализироваться и находить выход из непростых положений. Таким методом можно расширить детское восприятие окружающего мира, где имеется множество возможностей и путей. Ребенку становится проще демонстрировать чувства, ставить и выполнять задачи.

Экспертное мнение

Один из ведущих музыкальных терапевтов современности Валентин Петрушин изучает и практикует методы лечения музыкой в течение многих лет. Маэстро уверен, что, к примеру, хоровое пение оказывает мощное влияние на самочувствие и физические показатели всех участников – со-настраивает дыхательные и сердечные ритмы.

При бессоннице профессор Петрушин рекомендует петь перед сном мантру «ОМ». От депрессии музыкальный терапевт «прописывает» специальные короткие песенки, способствующие раскрытию диафрагмального дыхания. Разработанные Валентином Петрушиным музыкальные аффирмации работают эффективнее простых текстовых формулировок для проговаривания, поскольку сочетаются с музыкальным ритмом.

Ученики и слушатели вебинаров В. Петрушина отзываются о мастере с большим теплом. Ученица профессора Маргарита Щеткова принимала активное участие в вебинаре вместе с детьми и подтверждает действенность всех предложенных упражнений и техник – в ходе занятия семья опробовала на себе все тонкости и получила результат в форме ощущения покоя и умиротворённости. Слушательница Александра Четверикова отметила, что после занятия исходная тревожность сменилась бодрым и энергичным состоянием.

Научные исследования

Исследования являются неотъемлемым компонентом музыкальной терапии как современной профессии и дисциплины, основанной на фактических данных.

Депрессия часто снижает участие человека в общественной деятельности. Это также влияет на эффективность и выносливость в повседневной работе и может даже привести к большей подверженности болезням. Музыка может считаться новым вариантом лечения расстройств психологического состояния, который еще не полностью раскрыт.

Музыкотерапия для пожилых людей

Прослушивание музыки стало одновременно способом контакта с окружающим миром и способом его восприятия. Параллельно происходит коррекция имеющихся нарушений. На чем базируется процесс воздействия? Все просто: вибрации музыки резонируют с вибрациями, исходящими от человеческого тела, а также его отдельными системами и клетками.

С годами гармония организма перестает быть данностью – ей требуется забота и поддержка. Игнорировать эту необходимость нельзя – это грозит заболеваниями тела. Кроме того, психика, ранее справляющаяся с множеством эмоциональных нагрузок, с возрастом более чувствительна, на поверхность всплывают давние психологические травмы.

Популярнейшая сфера использования психотерапии среди пожилых людей: нормализация давления, седативный эффект. Первые сеанс способен продемонстрировать положительные результаты. Нередки случаи, когда эффективность лечения мелодиями была замечена при реабилитации после инсультов, различных осложнений.

Лечение доказало свою эффективность в стимуляции интеллектуальных способностей, улучшении мозговой деятельности. В пожилом возрасте это профилактика старческой деменции, любых нарушений памяти. Как известно, показателем молодости организма можно назвать способность поиска новых путей адаптации к окружающим условиям.

Это действительно так. Замечено, что если жизнь пожилого человека наполнена разнообразными музыкальными мелодиями, они успешнее адаптируются, находятся в постоянном развитии, осваивают ранее незнакомые отрасли. Важно помнить: этого эффекта нет при прослушивании однотипной музыки. Происходит обратное: человек деградирует в развитии. Это относится не только к пожилому возрасту, но и к любому другому.

При возрастных кризисах музыкотерапия очень важна. Считается, что самый сложный – кризис среднего возраста, но за ним следует не менее важный период, когда меняются цели, мировоззрение, приоритеты. Человек теряет все больше близких людей, возможности тела меняются, как и общий жизненный уклад.

Об этих изменениях говорят нечасто, но по своей силе они не уступают подростковому периоду – их воздействия не менее интенсивны. Человек не знает, как ему адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, чего ждать от себя, от окружающих.

https://www.youtube.com/watch?v=c5lkWzA2NDc

Музыкотерапия дает возможность по-новому выпускать эмоции на свободу, пересматривать отношение к разным событиям. Рекомендуется внимательно вслушиваться в ритм произведений – благодаря этому человеку проще обрести новые стратегии построения дальнейшей жизни. Многие перестают паниковать из-за стремительно бегущего времени. Они будто «замедляются», учатся наслаждаться настоящим, ищут новые возможности для реализации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
MinProduct.ru