Как сделать 33 ген для ума

Можно ли стать гением, если очень захотеть?

Пару лет назад я решил, что достаточно давно уже преподаю брейнетику. Я надумал разыскать ребят, которых учил десять с лишним лет назад, и узнать, что с ними стало. Добились ли они успехов в учебе и закончили ли среднюю школу с отличием? Поступили ли в колледж? И в какой? Или выдохлись и пополнили собой и без того плотные ряды людей несостоявшихся?

Конечно, это нельзя назвать научным экспериментом, и группа учеников была небольшая, но мне очень хотелось узнать, что стало с людьми, которых я обучал в самом начале своей карьеры в брейнетике. Мы сумели отыскать нескольких самых первых моих учеников, и полученная информация изумила даже меня.

Все они не только успешно окончили среднюю школу, но поступили в престижные университеты, от Массачусетского технологического института до Калифорнийского университета в Беркли. И тогда я спросил себя: в какой мере их «гений» был врожденным, а в какой – развился в те важные для их формирования годы?

Без ложной скромности счастлив сообщить, что эти ребята, которые к настоящему моменту успели вырасти и стать взрослыми, очень и очень положительно высказываются обо мне и о моих методиках. Многие именно им приписывают в значительной мере свои успехи, поскольку эти методики помогали без труда осваивать разного рода курсы и предметы.

Одна молодая женщина сказала, что ей пришлось за короткое время выучить наизусть все кости в человеческом организме, и она воспользовалась для этого методикой, которую почерпнула от меня более десяти лет назад. Вряд ли стоит говорить, насколько горд я был слышать подобные отзывы.

Вы, конечно, можете подумать, что я тогда обучал группу талантливых детей, которых и без меня ждало большое будущее и которые уверенно к нему шли. Может быть, отчасти это правда, хотя должен сказать, что никто из этих детей не был задействован в программах для одаренных детей, да и сам я не ориентировался на частные и привилегированные школы.

Но давайте рассмотрим, какое влияние я мог оказать на развивающийся ум этих детей. Давно известно, что умственные способности в основном наследуются. Специалисты считают, что скорость обработки мозгом информации на 70% определяется генами и лишь на 30% – средой. Но эти 30% значат гораздо больше, чем полагает большинство людей. Более того, именно они могут оказаться решающим фактором развития.

Рассмотрим следующую аналогию; если кому-то она покажется притянутой за уши, прошу прощения. В целом по популяции шансы человека набрать лишний вес на 33% зависят от средовых факторов, а на 67% – определяются генами. Никто, наверное, не будет спорить с тем, что генетика серьезно влияет на телосложение, размеры, обмен веществ и склонность к набору или потере веса.

Но скажите, разве не противоречит здравому смыслу то, что среде приписывается столь скромная роль – 33% риска ожирения? Разве занятия физкультурой, характер питания и образ жизни не играют решающей роли в этом уравнении? В конце концов, все мы слышали истории о том, как человеку удавалось, изменив образ жизни, характер питания и физической активности, сбросить немалый вес и избежать судьбы остальных членов семьи, страдающих от ожирения.

Для них процентное соотношение должно, вероятно, выглядеть иначе – не исключено, что им достались неудачные гены, при которых гораздо сложнее поддерживать оптимальную массу тела; тем не менее в этом нет ничего невозможного. Эти люди побеждают процентное соотношение, ежедневно работая над своим телом и заставляя работать на полную катушку каждый процент из тех, что отводятся на влияние внешних факторов. Попросту говоря, 33% – это очень много, без шуток.

То же самое, я уверен, можно сказать и о возможностях мозга. Мы склонны переоценивать влияние генов на интеллект и забывать о том, что умственные процессы в нашем мозге – это в значительной степени результат самодисциплины, образования и готовности тренировать свой мозг и приучать его работать определенным образом.

Кроме того, если бы интеллект настолько определялся генетикой, я, скорее всего, не смог бы так эффективно помогать каждый год тысячам учащихся – да и взрослым тоже – менять свою жизнь. Я говорю об этом не для того, чтобы позлорадствовать или потешить самолюбие.

Я говорю об этом потому, что сам при работе с людьми встречаю громадное разнообразие талантов и наследственного «гения» по всему спектру интеллекта, от тех, кому приходится проявлять высокое мужество и доблестно сражаться с учебой вообще и математикой в частности, до высокоодаренных умников, которые учатся шутя и которым позавидует в этом смысле любой средний ученик.

И если опыт чему-нибудь научил меня, так это тому, что мозг, независимо от врожденных характеристик и унаследованного уровня интеллекта, есть орган очень пластичный, и его можно развить, примерно так же, как мышцы можно развить упражнениями. Нейробиологи, надо сказать, с этим согласны.

Рассмотрим вкратце, как мозг может биологически развиваться и меняться. Это еще раз свидетельствует о том, что любой человек способен стать гением, – ведь функционирование вашего мозга не задано раз и навсегда, а может меняться.

Мозг – поистине центр вашей жизни, он обрабатывает и интерпретирует каждое пережитое вами мгновение. Это основной генератор мыслей, эмоций и решений, способных влиять на вас и на ваши шансы на успех в большом и малом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
MinProduct.ru