История и этимология
Термин «цифровые аборигены» был предложен Марком Пренски, писателем и популяризатором технологий обучения и просвещения, в статье Digital Natives, Digital Immigrants (2001). Помимо этого Пренски называл цифровыми людьми студентов-абитуриентов 2000-х. Термин был придуман по аналогии с английским словом native, которое в английском языке означает «коренной житель», «уроженец», (часто пренебрежительно) «абориген». Таким образом, цифровой человек — это коренной житель цифрового общества, или Цифрового Века, века цифровых технологий[2].
По мнению Пренски, люди, родившиеся в конце прошлого века, отличаются от всех остальных. Такой вывод он сделал, глядя на школьников и студентов 2000-ых годов[3]. Они живут в окружении компьютеров, видеоигр, плееров, видеокамер, мобильных телефонов и Сети — и все перечисленное становятся неотъемлемой частью их жизни. Таких людей Пренски и предложил назвать «цифровыми туземцами» — носителями родного для них цифрового языка компьютеров, видеоигр и Интернета.
https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru
Все остальные поколения, появившиеся на свет и выросшие до конца XX века, Марк Пренски предложил назвать «цифровыми иммигрантами»[3]. Данное понятие относится не только к совершенно неадаптированным к новым технологиям людям, но и к тем, кто усердно пытается вникнуть в происходящее и даже добивается в этом успеха.
Согласно теории Пренски, у «иммигрантов», как бы они ни старались, остается нечто вроде «акцента» — своеобразные «отголоски прошлого», попытки сочетать новейшие возможности с прежними (например, когда человек по телефону подтверждает получение электронного письма или вместо того, чтобы редактировать текст на компьютере, распечатывает его и правит от руки)[3].
Обоснование
В своих исследованиях Марк Пренски основывался на так называемой «теории поколений»Нила Хау[en] (англ. Neil Howe) и Уильяма Штрауса (англ. William Strauss), выдвинутой в 1991 году. Американские учёные разработали классификацию поколений и схемы их чередования. В частности, они исследовали поколения XX и XXI веков в Англии и США.
Одними из определённых ими поколений были, в том числе: поколение Y (1982—2004) — поколение, постепенно вовлекавшееся в цифровые технологии; находящееся на переходе в новую эпоху; а также поколение Z (2005-настоящее время) — первые по-настоящему «цифровые люди», с детства вовлеченные в цифровую сферу.
Собственная аргументация:[4]
- Нейропластичность. Пренски в своей теории ссылается на последние исследования в области нейробиологии, в ходе которых было доказано, что человеческий мозг имеет свойство изменяться на протяжении всей его жизни, а не только в течение первых трех лет, как считалось ранее.
- Податливость психики. Социальной психологии удалось выяснить, что особым влиянием на человека обладают среда и культура, в которых он вырос — люди начинают думать иначе, в особенности те, кто рос вместе с Интернетом.
Стоит отметить, что Пренски в большей мере привлекал в качестве доказательств мнения своих единомышленников или собственные интерпретации разнообразных научных данных, но прямые ссылки на научные факты о специфике мыслительных и психических процессов «цифровых туземцев» практически отсутствуют[5].
Критика
Несмотря на доказательства, выдвинутые Марком Пренски, и наличие некоторых последователей, его идеи показались многим учёным несостоятельными. Некоторые исследователи оспаривают позицию Пренски, в то время как другие выдвигают собственные, порой противоположные, соображения по поводу поколений людей.
АмериканскийфилологМарк Баурлейн[en] (англ. Mark Bauerlein) издал книгу «Самое тупое поколение» (англ. The Dumbest Generation: How the Digital Age Stupefies Young Americans and Jeopardizes Our Future) (2009). В ней он заявил, что современная американская молодежь, несмотря на технологический прогресс, в особенности развитие Интернета, не стала более образованной и умной.
В 2008 году Гэри Смол и Гиги Ворган (Gary Small{amp}amp;Gigi Vorgan) выпустили книгу «Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета» (англ. iBrain: Surviving the Technological Alternation of the Modern Mind) (2011). Освещая тему трансформации человеческого мозга под влиянием смены эпох, они также упомянули «цифровых туземцев».
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru
Апостолос Кутруполос (Apostolos Koutropoulos) в статье «’Цифровые туземцы’: 10 лет спустя» (англ. Digital Natives: Ten Years After) (2011) приводит несколько доказательств ошибочности выводов Марка Пренски.
- Большие различия по уровню доступности компьютеров и других цифровых устройств: «Трудно поверить, что опыт белых людей совпадает с опытом тех, кто не относится к этой группе населения».
- Пассивность «цифровых туземцев» в Сети и далеко не совершенные навыки владения цифровыми устройствами: не все представители «сетевого поколения» предпочитают пользоваться Интернет-ресурсами и, более того, не все достаточно хорошо умеют это делать. Отмечает Кутруполос и тот факт, что некоторые представители так называемых «цифровых иммигрантов», порой, бывают более осведомлены, нежели чем молодое поколение.
- Согласно недавним исследованиям, также приведенным Кутруполосом, многие школьники и студенты имеют консервативные взгляды на систему образования и не нуждаются в кардинальных её изменениях. Некоторые из них даже настроены скептически по отношению к внедрению новых технологий в образовательный процесс.
Признаки цифровых туземцев
«Цифровые туземцы»
- Привычка быстро получать информацию, стремление к многозадачности и интерактивности[3]
- Новые методы поиска данных: постоянное сканирование информационного поля в процессе поиска изменений[7]
- Предпочтение визуального ряда тексту, движения в случайном направлении — движению в прямом[3]
- Роль обмена сигналами при коммуникации: «взаимодействие, не насыщенное информацией, однако поддерживающее социальную связь и эмоциональный контакт»[7]
- Новая стратегия потребления — просьюминг — предпочтение продуктов, в создании которых можно принять участие[7]
- «Выборочная» концентрация внимания — исключительно с целью уловить самое главное, выделить суть[4]
- Контактность, отсутствие ментальных ограничений, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию[8]
- Ценности: самостоятельность и независимость, хорошее образование, право на неприкосновенность частной жизни и свободу слова, невозможность расовой дискриминации, эмоциональная поддержка со стороны родителей, гражданская ответственность[9]
Схожие термины
В 2007 году два американских предпринимателя Джош Спир и Аарон Дигнан использовали понятие born digital (с англ. — «цифровые со дня своего рождения ») на презентации в Google’s Zeitgeist[10] в мае того же года. Впоследствии, проводя конференции в Европе, они использовали термин Digital Generation (цифровое поколение)[11] В 2007 году, компания Gartner уже разработала комплекс технологий для «цифрового человека» и продемонстрировала ряд тенденций развития цифровых технологий на «IT Expo (Emerging Trends) Symposium» в Барселоне[12].
Содержание этого понятия близко понятию Поколение Z; «цифровой человек» рассматривается как главный житель «цифрового века».[13].
https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru
Понятие Digital Native тесно связано с термином Digital Tribe, который объединяет родившихся в веке цифровых технологий в единое цифровое сообщество, именуемое племенем.
Ссылки
- Meyer, Kate. «Millennials as Digital Natives: Myths and Realities». (NN/g, January, 2016)
- Носова С. «Сетевое поколение». (Мeждународный журнал по тeории архитeктуры. Том 19, Номер 32, 2014)
- Helsper, Ellen, Enyon Rebecca. «Digital natives: where is the evidence?». (British educational research journal. pp. 1-18, January 2011)
- Lanclos, Donna. «The death of the digital native: four provocations from Digifest speaker». (Jisc, February 2016)
- Bennett, S.; Maton, K.; Kervin, L. «The ’digital natives’ debate: A critical review of the evidence». (British Journal of Educational Technology, 2008, 39 (5): 775—786)
- Rikhye, Ravi, Cook, Sean, Berge, Zane. «Digital Natives vs. Digital Immigrants: Myth or Reality?». (ITDL February 2009)
- EDUCAUSE 2007 Podcast: Tomorrow’s Students: Are We Ready for the New 21st-Century Learners?
- Commercial Media Viewing Habits: Digital Natives versus Digital Immigrants — Graduate Thesis Paper [6]
- Video experience on a 20 month-old baby who discovers a touchscreen
- Ongoing research project ’Digital Natives with a cause’ being conducted by www.cis-india.org in India
Эта страница в последний раз была отредактирована 9 февраля 2020 в 12:03.